22 октября 1987 года обладателем Нобелевской премии по литературе стал уроженец Ленинграда (а позже лишенный советского гражданства) Иосиф Бродский. Отрывок из его стихотворения «Воротишься на Родину». Воротишься на родину. Ну что ж. Гляди вокруг, кому еще ты нужен, кому теперь в друзья ты попадешь? Воротишься, купи себе на ужин какого-нибудь сладкого вина, смотри в окно и думай понемногу: во всем твоя одна, твоя вина, и хорошо. Спасибо. Слава Богу. Как хорошо, что некого винить, как хорошо, что ты никем не связан, как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан. Поэт Иосиф Бродский уезжает в вынужденную эмиграцию. Утро 4 июня 1972 года Михаил Мильчик, 4 июня 1972 года, г. Ленинград, из архива Михаила Мильчика.
    158 комментариев
    149 классов
    Он что-то задумал. Он лишь отдохнуть прикорнул. И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою: удвоить, утроить у этой стены караул, чтоб Сталин не встал и со Сталиным — прошлое. 21 октября 1962 года в главной газете СССР — в «Правде» — было опубликовано стихотворение Евгения Евтушенко «Наследники Сталина». Поэт к тому времени был уже признанным мэтром: например, годом ранее вся страна узнала песню «Хотят ли русские войны», написанную на его стихи композитором Эдуардом Колмановским. Он много ездил по миру, являясь поэтическим корреспондентом «Правды», к тому времени было издано 10 книг с его стихами. Однако многие его произведения встречали настороженную реакцию цензоров, публиковать стихотворения приходилось, преодолевая множество трудностей. Не желая мириться с позицией чиновников, практикующих позицию «Как бы чего не вышло», Евтушенко пишет письмо главе Советского Союза Никите Хрущеву. Вот отрывок из него: «… Испытываю ряд серьезных затруднений в моей поэтической работе. Если бы эти затруднения касались только меня лично, то, может быть, я и не решился обращаться к Вам. Но они распространяются на всех молодых поэтов или прозаиков, подвергавшихся когда-либо критике. Все мои стихи рассматриваются буквально в электронный микроскоп. … Даже моя песня "Хотят ли русские войны?", которую знает каждый в нашей стране, вызывала множество придирок до ее выхода в свет. Только я и композитор знаем, сколько нервов и сил понадобилось для того, чтобы эта песня дошла до народа. Странная история произошла и с моим стихотворением "Бабий Яр". Об этой истории я подробно рассказал в моем письме, направленном в ЦК месяцев пять назад. Может быть, кое-что в этом стихотворении нужно было и прояснить, но оно было опубликовано в "Литературной газете", а затем переведено на 38 языков и получило огромный международный резонанс. До сих пор, несмотря на все мои старания, это стихотворение я не могу включить ни в одну из своих книг, что вызывает ненужные толки за границей, да и у нас». Затем поэт рассказывает Хрущеву о стихотворении «Наследники Сталина». Сообщает, что многие знают это произведение и хорошо его встречают, но при этом оно до сих пор нигде не опубликовано. Евтушенко даже намекает на возможные проблемы из-за этого: «… Должен Вам высказать свои опасения. Это стихотворение ходит по рукам (причем иногда в искаженном виде) и может попасть помимо моей воли за границу. Там его могут опубликовать, прокомментировав примерно так: в Советском Союзе только на словах борются против культа личности, а на самом деле такое стихотворение, как "Наследники Сталина", до сих пор не напечатано». В итоге Хрущев обсуждает это стихотворение с членами и кандидатами в члены президиума ЦК, судьбу произведения решают голосованием, большинство — за. И 21 октября 1962 года стихотворение «Наследники Сталина» публикуют в главном печатном рупоре советского правительства: Наследников Сталина, видно, сегодня не зря хватают инфаркты. Им, бывшим когда-то опорами, не нравится время, в котором пусты лагеря, а залы, где слушают люди стихи, переполнены. Велела не быть успокоенным Родина мне. Пусть мне говорят: «Успокойся…» — спокойным я быть не сумею. Покуда наследники Сталина живы ещё на земле, мне будет казаться, что Сталин — ещё в мавзолее. Очередь в Мавзолей Дмитрий Бальтерманц, 9 марта 1953 - 31 декабря 1959 года, г. Москва, Красная пл., МАММ/МДФ.
    406 комментариев
    260 классов
    Сцена из спектакля Театра имени Ленинского комсомола «Юнона и Авось» Неизвестный автор, 1981 год, г. Москва, архив театра «Ленком».
    4 комментария
    421 класс
    Ольга Бичерова Сергей Гунеев, 19 октября 1981 г., Москва, МАММ/МДФ.
    17 комментариев
    661 класс
    Сегодня исполняется 79 лет кинорежиссеру, актеру, сценаристу, общественному деятелю Никите Михалкову. Список его наград и регалий — выдающийся, вот лишь международные премии в области кино: - «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (1991) за фильм «Урга — территория любви», - Гран-при Каннского кинофестиваля (1994) и премия «Оскар» (1995) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Утомлённые солнцем», - «Специальный лев» Венецианского кинофестиваля (2007) за вклад в киноискусство (за фильм «12»). Но главное, за что его любили отечественные кинозрители — его фильмы, большинство из которых навсегда вошли в золотой фонд нашего кино: - «Свой среди чужих, чужой среди своих», - «Раба любви», - «Неоконченная пьеса для механического пианино», - «Родня». И это не считая тех киноработ, в которых он принял участие в качестве актера; например, в фильмах «Я шагаю по Москве», «Сибириада», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей». Кинорежиссер Никита Михалков и актриса Нонна Мордюкова Владимир Богданов, 1980-е, МАММ/МДФ.
    81 комментарий
    1.2K классов
    Да, эту фотографию мы показываем не впервые, но она настолько прекрасна, как и подпись к снимку: «Это середина 1950-х годов. Мои прадедушка и прабабушка по маминой линии. Александр Иванович Иванов (годы жизни: 1893–1971) и Надежда Степановна Иванова (Малышова) (годы жизни: 1898–1983). Это они ушли в лес подальше от всевидящих глаз председателя колхоза, чтобы на воле в покое нагнать самогонки на какой-то праздник. Дед был хороший хозяин. Спиртное в доме было всегда, но лишнего себе дед не позволял. Вот "для здоровья" в обед рюмочку мог выпить, и все». Самогон гонят Неизвестный автор, 1 мая 1953 года - 1 октября 1957 года, Новгородская обл., Демянский р-н, дер. Охрино, из архива Ольги Павловны Карелиной.
    41 комментарий
    490 классов
    1 комментарий
    25 классов
    Она прожила всего 42 года, сняла всего несколько фильмов, но навсегда осталась в памяти любителей кино, как режиссер драматичных и эмоциональных постановок, ставящих зачастую очень острые вопросы. «Жена ушла», «Ключ без права предачи» — эти работы не развлекали зрителя, а заставляли задуматься о том, как мы, люди, относимся друг к другу, и учили смотреть на себя и свои поступки со стороны. Героями ее работ зачастую становились подростки, которые не были похожи на идиллических персонажей «Пионер всем ребятам пример». Нет, это были, мягко говоря, непростые характеры — как в ее знаменитой картине «Не болит голова у дятла», или — и вовсе очень сложные персонажи, живущие в неладах с законом и окружающим миром («Пацаны», «Никудышная»). Мало кто из советских режиссеров посвятил себя изучению таких «неудобных» киногероев, и мало кто учил нас с экранов быть милосердными и уметь понимать и прощать тех, кто оступился, но заслуживает того, чтобы его услышали и хотя бы попытались понять. 24 октября 1942 года родилась режиссер Динара Асанова — режиссер, которая прожила очень короткую жизнь, но успевшая очень много сделать для кино и для всех нас. Динара Асанова и Елена Проклова на съемках фильма «Ключ без права передачи» Игорь Гневашев, 1976 год, г. Ленинград, МАММ/МДФ.
    5 комментариев
    174 класса
    Школьники Неизвестный автор, 1967 - 1968 год, Калужская обл., г. Калуга, из архива Евгения Викторовича Ахматова.
    11 комментариев
    521 класс
    Баба Тоня с подругами по общежитию Неизвестный автор, 16 октября 1948 года, г. Ленинград, снимок прислал Владислав Сергеевич Веремеенко.
    42 комментария
    612 классов
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё