Самые ранние сведения о груз. нар. музыке относятся к 8 в. до н. э. В отличие от одноголосных песен др. народов Закавказья, для груз, песенного фольклора характерен многоголосный хоровой склад (особенно типичен трёхголосный), богатый по ладовому, ритмо-интонац., гармонич. и полифонич. строению. Для муз. фольклора Г. характерно большое разнообразие форм, жанров (трудовые, обрядовые, плясовые, колыбельные, лирич., шуточные и др.), стилей, вместе с тем имеются осн. приметы для каждого его этнографич. ответвления. Картали-но-кахетинские песни Вост. Г. отмечены эпич. величавостью и степенностью; их мелодии, широко напевные, речитативноимпровизационные, богато орнаментированы и имеют чёткую ладовую основу. Как правило, ведущими голосами являются два верхних, перемежающихся друг с другом; басы выполняют функцию органного пункта. Распространены (особенно в горных селениях Пшаветии и Хевсуретии) одноголосные и двухголосные песни, отмеченные архаичной суровостью. Песни Зап. Г., особенно гурийские и мегрельские, отличаются кипучей динамикой, большой подвижностью и виртуозностью всех голосов, в т. ч. и басовых, сложными контрапунктпч. приёмами, высокой техникой голосоведения. Оригинален в гурийских песнях «криманчу-ли» («извивающийся голос») — верхний голос, исполняющий фальцетом мелодию виртуозного характера. Распространены одноголосные песни, в их числе аробная «Урмули», гумновая «Оровела», причетчЗари» и др. Популярны нар. танцы: картули, перхули, церули, хоруми и др.
С древнейших времён распространены нар. муз. инструменты: чонгури, пандури, чанги (струнно-щипковые), чунири (струнно-смычковый), гудаствири (волынка), саламури (свистковая флейта), соинари или ларчеми (многоствольная флейта, род флейты Пана), кнари (лира), буки (труба), саквири (сигнальный рог), доли (двухсторонний барабан), дайра (бубен) и др. Лирич. песни Зап. и Вост. Г. исполняются в сопровождении чонгури и пандури.
В груз. муз. фольклоре используются различные диатонич. лады, в горских песнях Вост. Г. употребляется пшав-ский лад (фригийский лад с повышенной 6-й ступенью). Для хоров типичны движения голосов трезвучиями, параллельными квинтами, квартами. В песнях Зап. Г. контрапунктич. развитие голосов более активно и свободно, гармонии порой более резкие.
В 4 в. зарождается груз. церк. музыка, к-рая испытала большое влияние нар. многоголосия (сб. духовных гимнов Ми-кёла Модрекили, 10 в., и др.). Ранние образцы груз, хорового проф. творчества зафиксированы древнегруз. нотными знаками, над расшифровкой к-рых работают учёные.
В 18 в. зарождается муз. культура городского населения, преим. ремесленников, в создании к-рой, кроме грузин, участвовали и др. национальности Закавказья, а также Ирана. В городском фольклоре распространение получили одноголосные песни, исполняемые под аккомпанемент струнно-щипковых (тари, саз), духовых (дудуки, зурна) и ударных инструментов. Популярными стали лирич. песни ремесленников — карачохели.
(А. Г. Цулукидзе)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев