СЁСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ: С ЛЮБОВЬЮ К БЛИЖНЕМУ
21 марта 1844 года в России была основана первая община сестер милосердия.
История организации социального служения русских женщин связана с именем императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I. В 1814 году она организовала группы женщин, их называли сердобольными вдовами, которые ухаживали за больными в госпиталях Санкт-Петербурга и Москвы. Позже стали возникать общины сестер милосердия. Первой стала Свято-Троицкая община. Троицкая община многие организационные формы позаимствовала из современной женской монашеской жизни, и стала прототипом для других подобных организаций. Этот полумонашеский дух был характерной чертой общин вплоть до начала XX века. Основательница Марфо-Мариинской обители, великая княгиня Елизавета Федоровна приравнивала служение сестер милосердия к служению Богу: «В ближнем мы видим Христа и служим ему».
Целью учреждение общины имела «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся пороку, воспитание детей бесприютных и исправление детей с дурными наклонностями». Вступить в сестричество было непросто: для кандидаток устанавливался испытательный срок, от года до трех лет.
Служение сестер милосердия состояло не только в оказании медицинской помощи.
«Присутствие женщины, — отмечал один из врачей севастопольского гарнизона, — опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий в дни бедствий… Они способнее мужчин для этих занятий, которые ближе подходят нежному женскому рукодельному труду».
Известный русский хирург Николай Пирогов писал: «Я думаю, что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных, а должны установиться на новых началах. Наша сестра милосердия… должна быть женщина с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце».
Действительно, в России общины милосердия приобрели совсем другое значение в сравнении с западными. Если, например, в Красном Кресте сестры были профессиональными сиделками, то у нас – настоящими заботливыми матерями и сестрами.
В XIX – начале XX веков эти общины стали одними из первых общественных организаций, которые значительно расширили возможности самореализации для женщин всех сословий.
Целый пласт русской литературы посвящен сестрам милосердия и их нелегкому труду. О них писали Лев Толстой, Василий Немирович-Данченко, Василий Верещагин, Викентий Вересаев, Владимир Тихонов, Клавдия Лукашевич, Лидия Чарская и многие другие.
«Ничто не страшило этих отдавшихся на великий христианский подвиг женщин», - отмечала Клавдия Лукашевич в рассказе о первой военной сестре милосердия Даше Севастопольской.
«Сестры... были белыми ангелами, утоляющими муки раненых воинов», - такую характеристику дал Викентий Вересаев сестрам милосердия, помогавшим солдатам на русско-японской войне.
Подвиг военных сестер милосердия нисколько не ниже подвига солдатского.
Во время Первой мировой войны многие женщины шли в сестры милосердия. Сестра милосердия стала даже символом этой войны, наравне с воином.
В настоящее время Русская Православная Церковь возрождает забытые традиции женского милосердия, в Москве уже четверть века действует Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, а по всей стране, в основном при епархиях и приходах существуют общины сестер милосердия.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев