Два выброса материала с поверхности астероида Бенну, произошедшие 6 января (A) и 19 января (C) 2019 года. Снимки сделаны камерой NavCam 1 аппарата OSIRIS-Rex. Каждое изображение — композиция двух кадров: сам астероид снимался с короткой выдержкой (1,4 мс), а частицы — с длинной (5 с). Справа жёлтыми стрелками показаны направления движения более медленных частиц, красными стрелками — более быстрых, которые за время выдержки успели сдвинуться на заметное расстояние и потому выглядят как штрихи. Голубые крестики — предполагаемые эпицентры выбросов. Рисунок из обсуждаемой статьи D. S. Lauretta et al. в Science
_____
Учёные пока не могут однозначно объяснить эти выбросы, однако рассматривают в качестве возможных три причины. Первая — это термические напряжения. Температура поверхности астероида в его «дневное» время доходит до 400 кельвинов, а в «ночное» опускается до 150. Такие перепады могут привести к появлению трещин и выбросам образовавшихся при этом осколков. Вторым фактором может оказаться потеря воды слоистыми силикатами (филлосиликатами) на его поверхности, обусловленная её разогревом солнечными лучами. В этом случае давление образовавшегося водяного пара может приводить к отщеплению обломков породы. Третья правдоподобная причина — бомбардировка астероида мелкими космическими частицами, метеороидами. Эти механизмы могут быть независимы друг от друга, но могут и взаимодействовать. Как бы то ни было, есть все основания полагать, что поверхностно-активных астероидов куда больше, чем кажется сейчас.
Спутники белых карликов
Подавляющее большинство ныне существующих звёзд, в том числе и наше Солнце, со временем станут белыми карликами. Те, которые обладают планетами, могут сохранить некоторые из них и после этой трансформации. Однако превращение звезды в белый карлик — весьма серьёзный катаклизм, которому предшествует потеря ею гидростатической устойчивости и многократное увеличение в размерах. Попадая внутрь сильно раздувшейся звёздной оболочки, близкая планета может попросту сгореть или, как минимум, сильно прожариться. Так, Меркурий и Венера наверняка не переживут раздувания Солнца, радиус которого увеличится не меньше, чем в 200 раз. Поскольку послесолнечный белый карлик окажется значительно легче звезды-предшественницы, он может не удержать внешних планет.
До недавнего времени не было известно ни единого белого карлика, имеющего хотя бы один холодный спутник. Однако астрономы наблюдали (впрочем, весьма нечасто) белые карлики, окружённые газо-пылевыми дисками. А в таких дисках могут скрываться и тела макроскопического размера.
Информация о возможном открытии первого такого тела была опубликована в апреле 2019 года. Борис Гензикке (Boris T. Gnsicke) и его коллеги обнаружили периодические сдвиги спектральных линий излучения горячего диска, окружающего белый карлик SDSS J122859.93+104032.9, удалённый от Солнца на 400 световых лет. Они интерпретировали эти сдвиги как возмущения вещества диска, вызванные движением тела диаметром от 4 до 600 километров, которое обращается вокруг карлика на высоте от двух до двухсот километров. По масштабам Солнечной системы это не планета, а лишь астероид, хотя и не из самых малых.
А только что появилось куда более сенсационное сообщение, опубликованное в журнале Nature. Команда астрофизиков под руководством Гензикке заявила о вероятном открытии крупной планеты, обращающейся на близком расстоянии вокруг горячего белого карлика WDJ0914+1914, находящегося в созвездии Рака и отдалённого от нас на полторы тысячи световых лет. Наблюдения в чилийской обсерватории Very Large Telescope, принадлежащей Европейскому космическому агентству, показали, что он окружён газовым диском, состоящим в основном из водорода, кислорода и серы. Карлик стягивает на себя (аккретирует) вещество диска в количестве 3300 тонн за секунду. Учёные полагают, что источником газа служит планета с массой порядка массы Нептуна, которая обращается вокруг карлика по эллиптической орбите с большой полуосью в 15 солнечных радиусов (приблизительно 10 миллионов километров). Излучение карлика испаряет атмосферу планеты, чем обеспечивает устойчивую аккрецию из диска на его поверхность.
Авторы статьи в Nature построили модель будущего этой странной пары. Сейчас поверхность WDJ0914+1914 нагрета до 27 750 кельвинов. Через 350 миллионов лет она остынет столь сильно, что газовая оболочка планеты-спутника практически прекратит испаряться. Интересно, что сама планета за это время похудеет всего на 4 процента первоначальной массы.
Белые карлики относят к классу компактных космических объектов, в который входят также нейтронные звёзды и чёрные дыры. У нейтронных звёзд в лице пульсаров тоже найдены планеты, причём даже раньше, чем у звёзд главной последовательности. Их искали с начала 1970-х годов, однако долгое время эти усилия разве что приводили к псевдооткрытиям. И только в 1992 году работавшие в США поляк Александр Вольщан и канадец Дэйл Фрейл обнаружили две планеты, обращающиеся вокруг миллисекундного пульсара PSR 1257+12, отдалённого от Солнца на 980 световых лет (подробнее об этом открытии и о том, почему Вольщан с коллегами не получили Нобелевскую премию, можно прочитать в новости Нобелевская премия по физике — 2019, «Элементы», 10.10.2019). Позднейшие вычисления показали, что планет даже не две, а три. Самая лёгкая из них вдвое тяжелее Луны, массы двух других равны 4,3 и 3,9 масс нашей планеты. Естественно, что они не годятся на роль прибежища жизни любого мыслимого типа.
Эти тела и стали первыми открытыми экзопланетами. В 2000 году планета с массой в две с половиной массы Юпитера обнаружилась у очень экзотической двойной системы, состоящей из пульсара PSR B1620-26 и белого карлика WD B1620-26. В 2014 году две планеты юпитерианской массы были найдены у пульсара PSR B0943+10, а тремя годами позже планета вдвое тяжелее Земли нашлась вблизи пульсара PSR B0329+54. Так что сейчас нейтронные звёзды могут похвастаться куда большим числом планет, чем белые карлики.
Научные статьи:
1) A. Domínguez, R. Wojtak, J. Finke, M. Ajello, K. Helgason, F. Prada, A. Desai, V. Paliya, L. Marcotulli, and D. H. Hartmann. A New Measurement of the Hubble Constant and Matter Content of the Universe Using Extragalactic Background Light γ-Ray Attenuation // The Astrophysical Journal. 2019. DOI: 10.3847/1538-4357/ab4a0e.
2) K. Mehrgan, J. Thomas, R. Saglia, X. Mazzalay, P. Erwin, R. Bender, M. Kluge, M. Fabricius. A 40-billion solar mass black hole in the extreme core of Holm 15A, the central galaxy of Abell 85 // препринт arXiv:1907.10608 [astro-ph.GA] (статья подана в The Astrophysical Journal).
3) D. S. Lauretta et al. Episodes of particle ejection from the surface of the active asteroid (101955) Bennu // Science. 2019. DOI: 10.1126/science.aay3544.
4) B. T. Gänsicke, M. R. Schreiber, O. Toloza, N. P. Gentile Fusillo, D. Koester & C. J. Manser. Accretion of a giant planet onto a white dwarf star // Nature. 2019. DOI: 10.1038/s41586-019-1789-8.
Автор статьи Алексей Левин
Источник:
https://elementy.ru/novosti_nauki/433580/Astronomiya_kontsa_2019_goda_novosti_iz_raznykh_ugolkov_Vselennoy
Нет комментариев