Знаменитый промысел процветал в Нижегородской губернии, в нескольких деревнях возле города Городца , на правом берегу реки Узолы. Когда-то городецкие мастера украшали изделия сложной и трудоемкой резьбой, но в 1870-е века перешли на роспись, удовлетворяя растущий спрос на недорогие нарядные вещи.
В Нижегородской губернии сильны были традиции иконописи, и стилистика городецких росписей напоминает об иконах. Бытовые сюжеты изображены благолепно, словно даже в посетителях трактиров художник видел нечто чинное и чистое. В росписях нет страстности, драматизма, но есть наивная радость и праздничность.
Популярный сюжет городецкой росписи — два всадника по сторонам от дерева, на котором сидит птица. Подобный сюжет нередко встречается в народной вышивке. Исследователь обращает внимание на то, что композиция похожа на композицию иконы «Чудо о Флоре и Лавре», известной в районе Городца с 15 века. Возможно, взявшись за светский сюжет, живописцы использовали популярные образы, но заменили святых братьев обычными кавалерами, а Михаила Архангела — на древо с птицей, крылатой, как и Св. Михаил.
На городецких донцах много сцен городской жизни, а вот деревенские сюжеты встречаются реже. Вероятно, покупателям хотелось видеть в расписном донце окошко в какую-то красивую, невероятную, богатую жизнь, поэтому мастера и изображали на донцах сцены жизни сказочного города.
Конструкция нижегородской прялки такова, что донце — это деталь, на которой пряха должна сидеть во время работы, но сохранность музейных донец очень хорошая, что едва ли кто-то и правда сидел на этих вещах, протирая роспись юбкой. Вероятнее, из сразу закупали как украшение избы.
По материалам книги Т.А. Мавриной «Городецкая живопись»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12