Это особенное место на Русской земле.. ☦️💕
30 мая 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря «Нило-Сорская пустынь» Вологодской епархии.
Нило-Сорская пустынь – это место суровое и даже аскетичное, как будто сама природа здесь предугадала место для монастыря, где главным уставным правилом было «нестяжательство», что означает поощрение нравственно-духовных аспектов жизни над материальными.
Пейзаж, который простирается вокруг, зачаровывает своей простотой и исконно русским характером. Белые березы с кудрявыми косами, зеленый луг, заросший буйными травами, узенькая полосочка реки Соры, которая протекает практически под стенами древней обители и на фоне темная стена леса. Приезжая сюда, как будто попадаешь в другой мир, такой далекий от современных мегаполисов.
История этих древних стен напрямую связана с именем преподобного Нила Сорского, которого считают основоположником русского скита. Нил Сорский пошел из рода бояр Майковый. Семья преподобного Нила была верующей, что в дальнейшем сильно повлияло на выбор преподобного Нила монашеской жизни. В те времена младшие дети боярских родов часто становились или наемниками в армии, или послушниками в монастырях, ведь все наследство получал старший, а младшим детям был уготован такой путь. Наверное, такая судьба с детства была уготована и преподобному Нилу. В пятнадцать лет Нил уходит вместе с паломниками в Палестину, где остается на некоторое время. Там он изучает арамейский язык и занимается переводами книг. Предположительно, что "Евангелие от Марка" перевода Нила Сорского хранилось в библиотеке самого Ивана Грозного.
Став монахом, преподобный Нил вновь отправляется на юг, но в этот раз он посещает Афон и Иерусалим. Нил Сорский приложился к гробу Господнему и после этого ему снится сон, в котором Иисус приводит его на берег Соры в районе Кириллова.
Сначала Нил отправился в Кирилло-Белоозерский монастырь. Стоит отметить, что Кирилло-Белозерский монастырь составлял, так называемую оппозицию официальной церковной политики. Это сегодня церковь и государство не вмешиваются в дела друг друга, а пятьсот лет назад церковь имела очень большую власть не только над душами людей, но и над их жизнями и политикой всего государства. Вспомните, святую инквизицию и Крестовые походы, это же все было именно в то время. Нил Сорский и его однодумцы выступали за безземелье монастырей, считая такое стяжательство не приемлемым для служителей Бога. Как известно, что и в Европе и в Руси монастыри имели довольно большие земли во владении, что делало церковь очень богатой организацией. В ходе этого противостояния победили, так называемые иосифляне, противники Нила, но зернышко было брошено и оно дало свои всходы через сто лет, когда произошел раскол православной церкви.
Пробыв некоторое время в Кирилло-Белозерском монастыре, преподобный Нил со своим учеником Иннокентием отправляется в то место, куда привел его Господь во сне и закладывает здесь небольшой скит. Там, среди елей, они срубили небольшую часовенку и две кельи, которые располагались на расстоянии, чтобы не мешать уединению соседа и молитве, «на расстоянии брошенного камня». В тишине и уединении Нил записывал свои мысли о благочестии, о молитве, и созерцании. Преподобного Нила Сорского называют основоположником русского исихазма. Это древнее учение молитвы и внутреннего самосовершенствования. Исихазм чем-то напоминает медитативные практики йогов, здесь также молящийся уходит глубоко в себя. Практики исихазма говорят об особом внутреннем свете, который наполняет душу и полное слияние с Богом.
Утишь ум, освободи помыслы и внимай сердцу» - так об этой молитве писал преподобный Нил Сорский. Но долго в уединении Нилу Сорскому не довелось, так как начали приходить монахи для того, чтобы поселиться в этом уединенном месте. Но разрешал остаться Нил Сорский далеко не всем - только самым преданным монашескому труду.
Жизнь в ските была очень простой. Он призывал монахов отказаться от богатства, а монастыри лишить земель. Кстати, в отличие от других монашеских орденов преподобный Нил Сорский не считал нужным много поститься и тем более носить власяницы или истязать себя телесно. Главным было внутреннее благочестие и молитва в сердце.
Постепенно обитель разрасталась, и через тридцать лет здесь уже было двенадцать келий. Преподобный Нил Сорский занимался переписыванием церковных книг и собственными сочинениями. Также построили церковь на болотистом лугу на другом берегу реки. Чтобы постройка была устойчивой, монахи носили землю под фундамент и насыпали холм.
Умер Нил Сорский в 1508 году. Перед смертью он завещал своим ученикам не хоронить его с почестями, а бросить тело на растерзание зверям. Но ученики не послушались и похоронили преподобного у стен Стретенской церкви. Позже здесь установлена часовня, где находилось большое распятие, золоченая рака и иконы.
В XVII веке над гробом Нила Сорского построили церковь, в то же время появляются первые иконы святого, записан кондак, тропарь и икос для обращения к преподобному Нилу.
В ските никогда не жило очень много людей, так как Нил Сорский проповедовал молитву в уединении, а при большом количестве народу в ските такой возможности нет. Обычно здесь жило от шести до двенадцати человек.
В 1794 году происходит событие, которое хоть и не коснулось напрямую скита, но повлияло на его дальнейшую судьбу. Вышел указ, по которому монастыри и церковь лишалась земель и крепостных крестьян. А ведь это именно то, что проповедовал и за что боролся Нил Сорский. Но, многие монастыри, имеющие огромные доходы с этих земель, просто не умели существовать по-другому, их постигло разорение. Разорился и Кирилло-Белозерский монастырь, к которому был приписан Нилов скит
Лишь в XIX веке учение Нила Сорского обретает вторую жизнь. В скит приходит инок Никон, который берет в ските имя Нил. Он застал Нилов скит в плачевном состоянии, а вся братия - это восемь монахов, сосланных сюда из Кирилловского монастыря, за пьянство. Преподобный Никон взялся за дело и через несколько лет скит возродился, и сюда начали приходить достойные братья.
Преподобный Никон на богатые пожертвования начинает отстраивать скит, но уже по монастырскому укладу. Возводятся каменные стены, на месте деревянный церквей, построенных преподобным Нилом и его учениками, возводят собор Тихвинской Божией Матери. Но строительство собора не было спокойным, в самом его начале преподобного Никона взяли под стражу по доносу за растрату церковной казны, но самым главным обвинением стало неподобающее отношение к мощам святого Нила. В доносе говорилось, что преподобный Никон тайно раскопал могилу святого и спрятал мощи в своей келье. Этот случай известен как «дело о мощах». Естественно ничего не смогли доказать, но преподобного Никона перевели в другой монастырь. И только через десять дет он сумел вернуться в милый его сердцу скит. Там построил отдельную келью в отдалении и остался жить. Интересно, что перед своим постригом в схиму преподобный Никон отослал на Афон написанную им икону Божией Матери Иерусалимской. Эта икона до сих пор там хранится, и ее опускают молящимся лишь по праздникам. Вскоре после этого скит стал жить по монастырским правилам. В двадцатом веке после прихода коммунистов монастырь был передан под колонию, а монастырское имущество передано в музеи. В 1927 году монастырь все же вернули монахам, но без права проводить богослужения. А в 1930 году Нилову пустошь окончательно закрыли. Последний настоятель монастыря преподобный Илларион завещал похоронить его в картофельном поле без всяких почестей, точно также как и преподобный основатель скита
последующие годы Нило-Сорский монастырь передан под лечебницу для душевно-больных, которая располагается здесь до сих пор. В Соборе Божией Матери Тихвинской размещается столовая, а в юго-восточном углу храма, под полом находится ничем не отмеченная могила преподобного Нила Сорского. Так уж случилось, что его скит – детище всей его жизни превратился в пристанище скорби и безнадежности, настоящую пустошь, куда слово Господне сюда приходит лишь с паломниками. shagau.ru ***В настоящее время Нило-Сорская пустынь представляет собой каменный архитектурный ансамбль середины XIX – начала XX вв. и не имеет статуса памятника культуры. Строения ветшают, медленно разрушаются. Из монастырских построек сохранились надвратная Покровская церковь, игуменский корпус, перестроенный Тихвинский собор, келейные корпуса, встроенные в стены монастыря. У юго-восточного угла Тихвинского храма, в котором находилась столовая для пациентов интерната, покоятся мощи прп. Нила Сорского. В декабре 2018 года начинается полноценное возрождение Нило-Сорской пустыни, в которой почти 60 лет располагался Пустынский психоневрологический интернат. 3 декабря 2018 года социальное учреждение закрылось. Последний пациент и весь персонал Пустынского психоневрологического интерната покинули территорию Нило-Сорской пустыни. 7 января 2019 года, в праздник Рождества Христова, в Нило-Сорской пустыни состоялась первая с момента закрытия монастыря в советское время Божественная литургия, которую совершил иеромонах Евфимий (Ершов), назначенный указом митрополита Игнатия настоятелем Архиерейского подворья Нило-Сорская пустынь. 17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, на Архиерейском подворье Нило-Сорская пустынь Кирилловского района Вологодской области впервые за более чем сто лет совершена Божественная литургия архиерейским чином. Богослужение возглавил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. sobory.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1