До перехода остаются считанные месяцы, однако пока нет четкого понимания, как все это будет выглядеть на практике. Министр образования не только не смогла внести ясность в ситуацию, но и заставила родителей и учителей волноваться еще больше.
Из ответов Каллас на вопросы участников встречи стало понятно: ни одна из проблем, ставящих реальность перехода под вопрос (катастрофическая нехватка учителей и опорных специалистов, отсутствие специальных учебных пособий, психологическая адаптация учеников и учителей к изменениям, обучение детей с особыми образовательными потребностями) не решена, и решать их Министерство образования, в принципе, не собирается. Однако и идти на какие-либо уступки государство тоже не намерено.
Сейчас правительство проводит эксперимент. Окажется ли он успешным, покажет время. Все доводы о недопустимости подобных опытов над детьми, остаются неуслышанными. Так мы рискуем потерять целое поколение. Но может в этом и есть истинная цель? Что будет, если реализуется негативный сценарий поспешной реформы образования? Мы можем оказаться в ситуации, когда население будет искусственно разделено на тех, кто получил качественное образование в школе, закончил университет, и поэтому имеет преимущества на рынке труда, и тех, кто должен будет их обслуживать.
Среди последних будут попавшие под эксперимент. Уже сейчас очевидна огромная разница в качестве образования, которое будут давать педагоги, которые изначально учились преподавать на эстонском языке, и педагоги, которые были вынуждены учить язык в срочном порядке. Ведь понятно, что выучить язык и уметь на нем преподавать - не одно и тоже.
Министр: учите эстонский и учителя появятся
Взглянем на ситуацию на примере Нарвы. Из-за несоответствия языковым требованиям с 1 сентября этого года без работы могут остаться 153 учителя, а новых педагогов в таком количестве точно не найти. На логичный вопрос, есть ли у министра план, как выйти из ситуации при такой нехватке учителей, последовал краткий ответ, что план есть, и заключается он в том, чтобы… учить эстонский язык.
Никто не оспаривает необходимость изучения эстонского, но, учитывая поставленные сроки, нагрузку и, что уж греха таить, средний возраст учителей, вызывает большие сомнения, что рекомендация министра будет выполнена. Даже несмотря на страх перед скорым увольнением. Совершенно непонятно, кто и как будет обучать с сентября детей, и как должны будут справляться с нагрузкой уцелевшие кадры – ведь придется работать и за покинувших ряды коллег.
Огромная нехватка учителей по стране дает педагогам возможность выбирать наиболее подходящие для них условия и школы. Министр образования любит повторять учителям, что за такие доплаты, как у них, в Нарвские школы приедут преподавать доктора наук. Но надбавка к зарплате учителей в Ида-Вирумаа, о которой министр говорит как о некой панацее, поможет заманить в регион лишь единицы, и то неизвестно, надолго ли, ведь она не покроет даже расходов, связанных с переездом, например, аренду жилья, не говоря уже о прочих неудобствах.
К тому же это никак не решит проблему дефицита учителей: если кого-то из педагогов удастся переманить в Нарву, это означает, что без учителей останутся какие-то другие школы – например, в Тарту, Вильянди или Пайде. Поэтому от подобных "бонусов" к зарплате, если смотреть на ситуацию шире, скорее, будет больше вреда, нежели пользы.
HEV-дети под ударом
Сильное беспокойство, особенно после встречи с Кристиной Каллас, вызывает обучение детей с особыми образовательными потребностями (HEV) после вступления в силу реформы образования.
Во-первых, невозможно представить, как должны будут учиться на неродном языке те из них, для которых усвоение элементарных навыков даже на родном языке представляет большую сложность. Но, как заявили представители партии, в которую входит министр образования, никаких исключений не будет. К сожалению, министра абсолютно не интересует психологическое состояние и чувство безопасности, которые особо важны для этой группы детей. Она заявляет, что у них "нельзя забирать возможность учиться на государственном языке и стать частью эстонского общества". Лозунги лозунгами, но напомню, что государство не сочло нужным даже разработать учебные материалы для HEV-детей.
Во-вторых, совершенно непонятно, кому будет доверено их обучение – опорных специалистов, как и учителей, не хватает по всей стране. На данный момент в Нарве не соответствуют языковым требованиям 53% работающих в школах опорных специалистов.
Еще более печальная ситуация в школе Паю, где преимущественно обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Больше половины (62,5%, или 30 из 48) учителей этой школы с 1 сентября могут быть уволены из-за того, что не владеют языком на должном уровне. До сих пор школа нанимала педагогов, имеющих соответствующую квалификацию и умеющих работать с особыми детьми. Думаю, не надо подробно пояснять, что найти им замену с 1 сентября – задача практически невыполнимая.
Реальность такова, что подавляющее большинство учителей, соответствующих языковым и квалификационным требованиям, будут отдавать предпочтение работе в обычных школах и классах по той простой причине, что преподавать там гораздо проще. Что ожидает детей с особыми образовательными потребностями с осени, никому неизвестно. К сожалению, министру образования тоже. Однако в этом вопросе государство могло бы проявить хоть немного эмпатии и человечности. Но проще перекладывать ответственность и упрямо твердить о том, что государство закон приняло, а местные самоуправления обязаны его выполнять.
Нарва в контексте перехода на эстонский язык обучения не является каким-то исключением - в крайне сложном положении окажутся очень многие школы в Эстонии. К примеру, ходатайства Министерству образования о смягчении условий перехода направили и некоторые школы и детские сады Маарду, проблема, как можно догадаться, та же – нехватка учителей и обучение детей с особыми потребностями.
Но министр образования последовательна и непреклонна: на пресс-конференции правительства в четверг она подчеркнула, что "не особенно верится" в то, что нельзя найти одного эстоноязычного педагога для каждой группы. Похоже, министр за год пребывания в должности не сочла необходимым ознакомиться с реальным положением вещей в сфере образования, цифрами и прогнозами, а руководствуется исключительно собственной верой в идею перехода. Но вера и ничем не подкрепленный энтузиазм Каллас вряд ли помогут спасти ситуацию, когда в начале следующего учебного года в системе образования может начаться полный хаос.
ERR
Комментарии 21