В 1769 году историк Якоб Штелин слушал выступление дуэта сибирских сталелитейщиков:

«Один скребет или поводит тупым ножом либо куском железа по тонкому железному листу в такт танца, другой же при помощи подвешенного толстого литого куска железа, заменяемого часто большим железным котлом, изображает бас».
Как писал Штелин, под эту музыку «работники кузниц и деревенские девушки поют и весело танцуют так же, как другие под звуки изысканных инструментов».
А когда еще использовалась шумовая музыка?
– Увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год» (премьера состоялась в 1882 году): выстрелы пушек и звон колоколов
– Опера «Победа над Солнцем» (1913) Михаила Матюшина: шум пропеллеров
– Пьеса «Слышишь, Москва?» (1923), постановка Сергея Эйзенштейна, автор музыки Арсений Авраамов: «музыка плотничьих инструментов: 2 напильника, пила ручная и механическая, точило, топоры, молотки, кувалды, бревна, гвозди, рубанки, цепи...»
– «Симфония гудков» (1922) Арсения Авраамова: «гудковая магистраль», от 20 до 50 паровых гудков, установленных на главную трубу, или паровозные и пароходные гудки.
Нет комментариев