Когда в советском правительстве выяснили, что существует подлинник письма Ленина большевику Григорию Алексинскому от 7 февраля 1908 года. Как писал тогда немецкий журнал Spiegel, узнав, что у его друзей есть письмо Ленина, коллекционер Вильгельм Хак вышел на связь с Москвой и сам предложил обменять его на картину Кандинского.
Письмо уже было опубликовано в советской печати, но оказалось (и по условиям сделки, немецкая сторона должна была об этом молчать), что в письме был неизвестный ранее постскриптум. В нем поднимался еврейский вопрос, и советская власть опасалась, что письмо могло быть использовано Западом в антисоветской пропаганде.
Вопрос обмена обсуждался на самом высоком уровне и был решен положительно. Партия поручила министерству культуры передать одну из картин из запасников Третьяковской галереи в распоряжение КГБ и обменять ее на оригинал письма.
Владелец письма пожелал остаться неизвестным. А уже позже на сайте Sotheby’s был опубликован провенанс картины, в котором был список владельцев полотна, от Третьяковской галереи до коллекции Хака, откуда картина и поступила на продажу.
#интересныйфакт
Комментарии 31