О необходимости инновационного подхода к формату богослужения, существенной корректировке музыкальной части службы, использование новых нетрадиционных для богослужебной практики элементов – пантомима, танец или что-то ещё. Кто-то даже полагает, что нежелание вносить существенные коррективы в подходы к форме богослужений являются тяжким наследием советской власти, которая крайне боялась любых изменений, которые могли бы увеличить количество верующих.
Не знаю. Я не могу себя отнести ни к лагерю новаторов, ни к категории консерваторов, но поскольку на последних сегодня нападают чаще, выскажу пару вопросов, которые возникают, когда речь заходит о необходимости внесения существенных изменений в сложившиеся в различных деноминациях форме церковных богослужений.
Во-первых, если говорить о позиции Советской власти в деле атеистической работы, то могу сказать, что она велась более тонко. Задача была не бороться с новшествами или наоборот не продвигать их. Главное было – разделять. Время от времени надо было то поддерживать обновленцев, то наоборот – консерваторов, справедливо ожидая, что это вызовет обвинения и разделения внутри религиозного сообщества. В разные периоды власть то старалась ограничить любые нововведения в ход богослужений (как это было, например, в известной истории с Инструктивном письмом ВСЕХБ 60-го года), то наоборот стимулировала введение разного рода новшеств в ход церковного богослужения (достаточно вспомнить хотя бы образование обновленческого движения «Живая церковь» в православии, которое было активно поддержано государственными структурами).
В качестве второго вопроса, который возникает, когда слышишь аргументы о том, что излишний консерватизм церковных форм препятствует привлечению людей в церковь, я бы предложил познакомиться с социологическими исследованиями, изучающими роль религии в жизни граждан и статистку посещения церквей. Чтобы далеко не ходить, можно взглянуть на ситуацию в Европе. Статистика показывает, что наибольшее влияние церкви в жизни людей заметно, например, в таких странах, как Румыния, Польша, Италия. Церкви же в странах Северной Европы с преимущественно протестантским населением, где в последние десятилетия церковные богослужения претерпели наиболее радикальные изменения, сегодня пустуют.
Ну и в заключение пара субъективных наблюдений, никак не претендующих на социологическое исследование. По роду работы я довольно много времени провожу с представителями молодого поколения. Я имею в виду сугубо светскую аудиторию. Я замечаю одну особенность. Разумеется, как в любое другое время, молодым в основном по душе все новое и современное – будь то музыка, театр, мода или что угодно. Однако, когда речь заходит о церкви, то их привлекает именно необычность, проявляющаяся в том числе и в формах богослужения. Когда, например, музыка существенно отличается от той, которую они слушают постоянно. Если же я слышу, как молодой человек или девушка говорит, что по их мнению молодёжь может привлечь в церковь кардинальная реформа прославления, то, как правило, выясняется, что сам этот человек уже воцерковлён, да ещё нередко верующий он уже не в первом поколении. Однако есть о чем задуматься. t.me/m_nevolin
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев