Когда я начинал христианское студенческое служение в университете, я думал, что знаю проблемы, которые волнуют студентов-христиан: деньги, церковная жизнь, знакомства с нехристианами, отдых за границей, оценки. Чего я не ожидал, так это дебатов о цифровых Библиях.
Появление смартфона радикально изменило то, как мы обращаемся с Библией. Библейское приложение YouVersion было запущено в 2008 году, и на сегодняшний день его скачали более 420 миллионов раз. Если раньше нам приходилось таскать с собой в церковь затертый до дыр NIV84 (пусть читатель сам выберет, какой перевод мысленно вставить сюда; примечание редактора), то теперь мы непринужденно заходим в церковь с более чем 60 английскими переводами в кармане.
Цифровые Библии обладают многочисленными и очевидными преимуществами. Хотите прочитать отрывок на ходу? Все, что вам нужно сделать, это достать свой смартфон. Не могу вспомнить, где найти этот стих? Вы просто ищете ключевое слово. Навигация мгновенна, меньше вещей нужно носить с собой, и вы можете достать смартфон, когда благовествуете.
Но все эти преимущества (а это именно преимущества), как мне кажется, в целом сводятся к личному удобству, которое в конечном итоге обходится нам дороже, чем приносит.
Вот лишь три способа, с помощью которых наши цифровые Библии обходятся нам дороже, чем мы думаем.
1. Цифровые библии отвлекают внимание
В прошлом году я занимался изучением Библии с двумя студентами в университетском городке. Я с бумагой, они с пикселями. Затем в какой-то момент я задал вопрос, и никто из них не ответил. Я предполагал, что они думают. Затем после долгого раздумья я понял, что ошибся. Один из них просматривал Instagram, а другой был в Messenger. Я не мог в это поверить. То же самое происходило в каждой другой учебной группе, которую я вел; просто в большой группе это было не так заметно.
Недавно на богослужении я сидел рядом с девушкой, которая внимательно следила за проповедью, просматривая текст на своем смартфоне. Но наступил неизбежный момент: она получила текстовое сообщение. И она ответила. Потом она проверила Facebook, а затем Instagram. К этому времени она втянула и меня в это, и проповедника теперь слушали на два человека меньше.
Не желая показывать пальцем, мы должны признать, что большинство из нас испытывали то же самое. Но что меня поражает, так это то, что нас это, похоже, не волнует. Мы позволяем этому происходить снова и снова. Но когда мы идем в кино, мы выключаем свет, убираем мобильные телефоны и перестаем разговаривать. Мы отложили в сторону все, что могло бы отвлечь нас от главного события. Так почему же мы не делаем то же самое, когда Бог - наш Бог! - говорит? Ответ прост: мы не ценим Его голос так высоко, как следовало бы. Решит ли использование бумажной Библии эту проблему с сердцем? Нет. Но как практическая мера (осмелюсь сказать, дисциплина?) она устраняет шум и дает возможность слушать голос Бога без лишних отвлечений.
2. Цифровые Библии сокращают контекст.
Я полагаю, что мы все согласны с тем, что контекст определяет значение. Сейчас меня беспокоит то, что цифровые Библии не только не позволяют нам видеть контекст, но и, в конечном счете, не позволяют нам рассматривать контекст.
В среднем на экране мобильного телефона можно увидеть только от четырех до семи стихов. Прокрутка не дает вам больше стихов, она просто изменяет те, которые вы видите. Просто невозможно сразу увидеть достаточно текста, чтобы разглядеть темы или проследить аргументацию автора - особенно если она охватывает несколько глав. Кто-то может сказать: "Ну, вот почему я использую планшет", но конечный результат остается тем же: вы видите только части, а не целое. Только когда вы физически держите всю Библию в руках, у вас появляется ощущение, что Библия - это цельная книга, а не просто ряд отрывков на экране. Поэтому, если вы не знакомы с большим контекстом отрывка, использование цифровой Библии усложняет его понимание. Это не столько проблема для тех из нас, кто вырос с бумажными Библиями, а затем перешел на новые; но это очень беспокоит о молодом поколении - цифровых аборигенов, которые никогда не знали ничего другого.
Эта практическая проблема усугубляется проблемой поколений. В информационную эпоху мы больше не учимся контекстуально сверху вниз по умолчанию. Вместо этого мы вспоминаем конкретные факты и строим свою базу знаний снизу вверх. В прошлые времена, если вы хотели узнать об истории искусства (предмет, в котором я блаженно невежественен), вам нужно было пойти в местную библиотеку, найти раздел истории искусства, затем найти соответствующую энциклопедию (это что-то вроде бумажной Википедии), посмотреть ее в указателе, найти художника или период, о котором идет речь, и, наконец, прочитать статью. Сегодня, благодаря Google, я просто набираю "Какой художник отрезал себе ухо?", и тут же появляется Винсент Ван Гог. Дело закрыто. Теперь я вернулся к написанию этой статьи. В чем проблема? Мой немедленный ответ был вырван из контекста. Я до сих пор понятия не имею, кем был Ван Гог, когда он жил и что рисовал. Я могу только заключить, что он, возможно, был чудаком. Я до сих пор ничего не знаю об истории искусств.
В результате многие люди моложе 25 лет выросли в мире, где некоторые из основных навыков понимания (такие как сканирование повторяющихся слов, отслеживание логической последовательности идей, определение фактов в более широком контексте) не преподавались им, а делались за них.
Взятые вместе, мы видим молодые поколения, которые (1) были лишены ключевых навыков понимания и (2) используют такой формат Библии, который усиливает этот неразвитый рост.
Значит ли это, что мы не должны пользоваться цифровыми Библиями? Нет. Но мы должны использовать цифровые Библии меньше, а не больше, чтобы наше инстинктивное стремление к удобству не усилило тот тип поведения, который лишает нас возможности расти в понимании Писания.
Это особенно актуально в молодежном служении и работе с молодыми взрослыми. Ничего не делать - это не нейтральное действие. Мы должны бросить вызов статус-кво и побудить их приносить свои бумажные Библии в молодежную группу, церковь и на занятия по изучению Библии. Мы должны заложить в них то, что вырвало из них наше время. Мы должны вернуть им контекст.
3. Цифровые библии ограничивают срок запоминания.
Цифровая Библия дает меньше подсказок для нашей памяти, чем ее бумажный аналог. В настоящее время общепризнано, что наша память имеет визуально-пространственную природу.1 Мы запоминаем вещи, не только видя их, но и определяя их местоположение в пространстве. Поэтому мы запоминаем не карты, а определенные ориентиры, чтобы вернуться в определенное место.
Бумажная Библия существует в трехмерном пространстве. Она имеет определенный размер и форму, определенный вес и толщину, которые едва уловимо меняются в зависимости от того, с какой части вы читаете. Каждая страница имеет индивидуальный номер и отличается по внешнему виду и формату, и, что очень важно, формат и расположение слов на страницах никогда не меняются. Нет масштабирования, прокрутки, смены версий или гиперссылок. Все это означает, что бумажная Библия обращается к большему количеству органов чувств совершенно самодостаточным и последовательным образом. Результат? Более сильная память и, следовательно, лучшее запоминание.
Цифровая Библия не предлагает ничего из этого. Это развоплощенный текст, который лишен сенсорных преимуществ бумажной Библии и может меняться (по крайней мере, внешне) в зависимости от прихоти пользователя.
Поэтому если вы сидите в церкви, а человек рядом с вами достает свою бумажную Библию, а вы достаете свой смартфон и оба открываете один и тот же текст, вы читаете не одно и то же. Или, по крайней мере, вы читаете его по-другому. Пользователь бумажной Библии имеет преимущество, а пользователь цифровой упускает возможность сохранить больше Слова Божьего в своем сердце.
Конечно, исследования показывают, что преимущества печатных изданий скорее незначительны, чем велики. Тем не менее, остается явное и постоянное преимущество, особенно в отношении нехудожественных текстов. Таким образом, в очень реальном смысле, решение использовать бумажную Библию везде, где это возможно, является выполнением нашей христианской обязанности "выиграть время" (Еф 5:15-16), потому что это максимизирует наше запоминание.
Цена удобства
Я не утверждаю, что нужно полностью отказаться от цифровых Библий. Но если мы постоянно предпочитаем их бумажным Библиям, мы невольно лишаем себя возможности хранить драгоценное и животворящее Слово Божье в своем сердце, довольствуясь глотком из колодца, когда мы могли бы пить из него в полной мере.
В конечном итоге, я хочу, чтобы мои студенты приносили свои (настоящие) Библии в кампус, даже если "у меня болит спина" или у них "нет места в кармане", потому что я хочу, чтобы они были прилежными учениками Слова, а не случайными читателями. Если у нас есть выбор - а он есть чаще, чем мы думаем, - давайте использовать наши бумажные Библии.
- Мэтт Смит работает в AFES в Университете Западной Австралии. Он любит читать, любит преподавать Библию и жаждет возвращения Иисуса. Он женат на Бетани и посещает городскую церковь Провиденс в Перте.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев