Первое время он, конечно, еще "играл в крестьянина", появляясь в свете в лаптях и вышиванках, но спустя пару лет после светского дебюта крестьянин в нем уступил место столичному хулигану, который носил цилиндр, штиблеты, делал маникюр и даже немного пудрил щёки.
В "деревенскость" его не поверил другой известный франт - коллега по поэтическому цеху - Владимир Маяковский, вот, как он писал о первой встрече с Сергеем Есениным:
- В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. ...Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…
(Маяковский В. Как делать стихи (1926)).
Чем же руководствовался Есенин, когда создавал свой публичный образ?
Неужели правда "рекламой" была вся эта вышивка и лапти?
1. Встречают по одежке!
"Концертный зал Тенишевского училища. На ярко освещенной рефлектором эстраде портрет Кольцова, осененный вилами, косой и серпом. На эстраду выходит Есенин в розовой шелковой косоворотке, на золотом пояске болтается гребешок". Публика ликует!
2. Дьявол в деталях!
Есенин на первую встречу с Городецким принёс деревенский платок, в который были завязаны стихи. Житель столицы Городецкий покорен простодушностью и открытостью. Он же предлагает дополнить крестьянский костюм для первого публичного выступления яркими сапогами на каблуке: «Голубая рубашка, балалайка и особенно сапожки, напоминавшие былинный стих „возле носка хоть яйцо прокати, под пятой хоть воробей пролети“».
3. Скромность украшает!
По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, Есенин говорил о себе: "Сам же я — скромного, можно сказать, скромнее. От каждой похвалы краснею, как девушка, и в глаза никому от робости не гляжу. Потеха!".
4. Будьте архаичным и загадочным!
Ранняя поэзия Есенина, овеянная живым "рязанским колоритом", наполнена диалектными словами, религиозными терминами, которые мало кто понимал, что очень радовало поэта.
5. Следите за речевым имиджем!
"Деревенский" Есенин нарочито окал при чтении стихов. "Стоило ему только произнести с упором на „о“ — „корова“ или „сенокос“, чтобы все пришли в шумный восторг. „Повторите, как вы сказали: ко-ро-ва? Нет, это замечательно! Что за прелесть!“", — вспоминал В. С. Чернявский. И кто из присутствующих знает, что в Рязанской области преобладает аканье?
6. В случае неудачи - пой!
Зинаида Гиппиус вспоминала одно из выступлений Есенина: "Кончилось тем, что „стихотворство“ было забыто, и молодой рязанец… во весь голос принялся нам распевать „ихние“ деревенские частушки. И надо сказать — это было хорошо…".
7. Следите за фигурой!
Ещё до наступления славы, в 1913 году, Есенин писал другу юности Григорию Панфилову: "…Я бросил есть мясо и рыбу, прихотливые вещи, как-то вроде шоколада, какао, кофе не употребляю и табак не курю. …Сахар не употребляю, хочу скидывать с себя все кожаное, но не хочу носить названия „вегетарианец“".
Так создавался стиль "озорного гуляки" и уроженца села Константиново поэта Сергея Есенина.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев