Кирзовые сапоги неотделимы от образа русского солдата и даже стали своеобразным символом нашей армии. У людей, которым довелось служить, они вызывают массу противоречивых воспоминаний. Однако именно эта обувь оказалась оптимальным вариантом для нашей армии во время Великой Отечественной войны.
Обувка из латекса
История кирзы началась с открытием европейцами Патагонии. Патагонцы, или большеногие, получили свое прозвище неслучайно. Достигнув берегов современной Аргентины, европейцы не могли не заметить, что местные индейцы в плохую погоду опускают ноги в млечный сок деревьев – каучуконосов. Подсохнув, сок превращался в непромокаемую «обувь» точно по ноге, а следы от такой обуви вполне могли напугать кого угодно, ибо намного превышали размеры ног не только местных соседей патагонцев, но и самых рослых европейцев. Со временем чудо-сок получил название «латекс», и им заинтересовались европейские ученые.
Макинтош от Макинтоша
Первые удачные опыты с латексом провел шотландский химик Чарльз Макинтош (1766-1843). Он первым создал непромокаемую ткань, из которой Европа с энтузиазмом принялась шить макинтоши – теперь так называют плащи-дождевики из разнообразных материалов, но первые макинтоши делали исключительно из прорезиненной ткани, которую ученый создал при весьма необычных обстоятельствах.
Производя опыты с латексом, Чарльз Макинтош случайно испачкал брюки. Пытаясь оттереть пятно с помощью воды, Макинтош к своему удивлению обнаружил, что ткань его брюк приобрела водоотталкивающие свойства.
История кирзовых сапог началась с 1903 года, когда изобретатель кирзы Михаил Поморцев начал проводить опыты с известными в России заменителями каучука. Через год он уже получил водонепроницаемый брезент, который успешно использовался впоследствии для чехлов на орудия, а также в изготовлении фуражных мешков.
Идея создания из ткани кожи не покидала Поморцева, и вскоре он нашёл способ, создав эмульсию из смеси яичного желтка, канифоли и парафина. Такая многослойная ткань, пропитанная указанным составом, была непроницаема для воды, но, тем не менее, она «дышала». Это и была «кирза».
Уже в 1904 году её использовали в Русско-японской войне для изготовления конской амуниции, сумок, чехлов и т. п. Министерство промышленности России продвигало разработки Михаила Поморцева на международных выставках в 1905 году в Ложье, а на следующий год в Милане, где труд изобретателя был отмечен Золотой медалью.
Затем Петербургские воздухоплаватели на выставке в 1911 году отметили кирзу поощрительным призом. А в 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке в Петербурге Михаил Михайлович получил серебряную награду.
Грянула первая мировая война, и идея шить из кирзы сапоги была лучшим предложением Поморцева в то время. К тому же он подарил эту идею армии безвозмездно, отказавшись от каких-либо гонораров. Военно-промышленный комитет остался очень доволен испытаниями новых сапог и их низкой себестоимостью, заказав большую партию заводам этой новой обувки для солдат. Но не тут-то было! Фабриканты бойкотировали его по причине той самой низкой себестоимости, и в 1916 году эта идея канула в могилу вместе с Михаилом Поморцевым, которой скончался на 66 году жизни.
Исследования в этой области всё же продолжались. Двое советских учёных Борис Бызов и Сергей Лебедев довели получение каучука в 1934 году до промышленных масштабов. После их смерти эстафету подхватили инженеры Александр Хомутов и Иван Плотников, сконструировав технологическое оборудование и используя недавно открытый новый материал и метод Поморцева. Однако синтетический каучук первой советской кирзы ломался и трескался. Обувь была признана неудовлетворительной и не принята к производству.
Вспомнили о ней уже в Великую отечественную войну, когда обуви катастрофически стало не хватать для солдат. В августе 1941 года главного инженера завода «Кожимит» Ивана Плотникова просто обязали в срочном порядке доработать кирзу в самые сжатые сроки. Но только после целого года работы при содействии множества советских учёных и исследователей пошив кирзовых сапог наконец-то был налажен. Их отличала влагостойкость, лёгкость, прочность и удобство. К тому же в совокупности с портянками они отлично держали тепло.
Так родились армейские сапоги, подавляющее производство которых для нужд армии производится в России. Однако подошва и носок их всё же делают их грубой кожи, называемой юфтью.
После войны же в «кирзачах» ходили все — от стариков до школьников. Они и сегодня в ходу. Потому что надежные...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев