Одежда Древней Руси имела свой особый смысл. На ткани наносили специальные узоры, которые оберегали человека. Узоры имели разное назначение и для каждого возраста были свои обереги. Особенно красивыми были торжественные одежды. Узоры вышивались золотом, серебром, шелками и использовался жемчуг.
Жемчуг называли на Руси ещё перлами. Слово «перл» перешло в русский язык из старофранцузского, куда попало из латинского – «перна» – так называлась одна из крупных раковин. А вообще – то, слово «жемчуг» – китайско-монгольского происхождения (китайское слово «гончу» преобразовалось в монгольское – «чженьчжу», а затем в русское – «жемчуг»).
Низанные – от слова «низать», то есть собирать несколько жемчужин или бисеринок на проволоку либо нитку и создавать узоры на ткани. Шитьё жемчугом, ещё называли «саженье», выполняли разными способами: низанье прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками или в шахматы, в одну или несколько нитей.
Крупные жемчужины считались зёрнами, а мелкие – весом. Основная последовательность действий низанья была такова: сначала наносили контуры узора на ткань, затем делали по узору настил льняными или бумажными нитками.
Жемчуг предварительно разбирали по величине и подбирали необходимые размеры согласно узорам, затем просверливали дырочки и нанизывали на нить или тонкую проволочку, так получалась жемчужная нить. Её накладывали на настил и после каждой жемчужины закрепляли стежками. Таким образом, достигалась прочность вышитого узора.
Жемчуг использовали не только при царском, боярском или купеческом дворе, но и в крестьянском. Он украшал и царицу, и купчиху, и крестьянку.
Собрать жемчужное ожерелье до XVIII века даже крестьянину не стоило больших денежных затрат, достаточно лишь потрудиться, то есть достать жемчуг со дна реки. Не зря иностранцы речной жемчуг называли русским камнем. На Русском Севере рек было предостаточно – и больших, и маленьких, причём чистых.
Перед тем, как отправиться на ловлю раковин, мылись в бане, чтобы сам человек был чистым и душой, и телом. Считалось, что достать жемчуг мог только добрый молодец, чистый и благородный, а злым и жадным он не давался. Жемчуг сам по себе чист и светел, а потому и не выносит дурных поступков.
Если так много было украшений из жемчуга, тогда остаётся только сказать, – как много было благородных парней на Руси, ведь на кокошнике и в ожерелье можно было насчитать жемчужин не одну сотню.
Жемчужное низанье украшало не только одежду царей, бояр и крестьян, но и иконы в храмах, и облачения священников. На одном из саккосов (архиерейское богослужебное облачение) патриарха Никона было около пуда жемчужин, а вместе с другими камнями саккос весил 24кг.
В начале XVII века в Кремле было семь царских венцов, в которых среди прочих драгоценных камней был и жемчуг. После поляков в Смутное время осталось всего два – шапка Мономаха и Казанская шапка Иоанна Грозного.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1