РУДНЫЙ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ГАЗА?
Приход второго месяца весны может быть связан с неприятным сюрпризом. Вполне возможно, что рудничан оставят без газа, и это не первоапрельская шутка…
С 1 апреля газовики грозят отключить газ во всех домах, чьи ПКСК не заключили договоры на обслуживание ВДГО.
А у нас в квартире газ, а у вас?
Слухи о том, что грядут отключения газа в многоэтажках, поползли еще в начале года. Как оказалось, они не беспочвенны. Предупреждения от АО «КазТрансГаз Аймак» о том, что в случае отсутствия договоров об обслуживании внутридомовых газовых коммуникаций (ВДГО) будет отключен газ, во все ПКСК не только Рудного, но и прочих населенных пунктов области были направлены еще в начале года. Срок заключения договоров обозначен четкий - до 31 марта…
К слову, редакцию «Хорошего Дела» обеспокоенные граждане буквально завалили звонками по этому поводу. Люди до сих пор не могут понять, кому, а главное, за что нужно платить. Хотя, вопрос висит в воздухе уже не первый день, и даже не первый год.
Поразительно, что проблему начали активно муссировать только с осени прошлого года. А ведь обслуживаться внутридомовые сети перестали в 2013 году. Напомним, что Закон «О газе» вступил в силу еще в январе 2012 года. По закону АО «КазТрансГаз Аймак» осуществляет подачу газа до ввода в дом. А вот техническим обслуживанием внутриквартирного и внутридомового газового оборудования должны заниматься лицензированные фирмы. Эту сферу передали в конкурентную среду. Более того, контролем «над соблюдением требований безопасности эксплуатации газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей» по закону обязаны заниматься акиматы. В идеале, при жилищных инспекциях местных акиматов должны быть созданы газотехническая инспекция, либо газотехнический отдел. Однако, эти службы в Костанайской области появились сравнительно недавно.
Попытки решить эту проблему стали предприниматься лишь осенью 2015-го. В конце октября в Костанае прошло расширенное совещание с участием представителей АО «КазТрансГаз Аймак», управления ГАСК, газотехнической инспекции и ПКСК области. Но, решить судьбу внутридомовых газовых сетей не получилось, каждая сторона тянула одеяло на себя.
Позиция монополистов понятна. Как уже говорилось, граница ответственности «КазТрансГаз Аймак» заканчивается на вводе сетей в дом. Что касается обслуживания газового оборудования в квартирах, и подъездах, то при отсутствии договоров на техническое обслуживание монополисты по закону обязаны производить отключение!
Подобные совещания проводились и в Рудном. Сначала местным ПКСК дали срок на заключение договоров до 15 декабря 2015-го. Позднее жилищные кооперативы получили отсрочку до 31 марта 2016 года. Так что удивляться уведомлениям газовиков не стоит.
Понятно, что до этого времени ни ПКСК, ни собственники квартир о проблемах сетей вообще не задумывались. Техническое обслуживание ВДГО было включено ГКП «Костанайгаз» в тариф поставки газа потребителю. «Костанайгаз» регулярно и исправно проверял все: и внутридомовые стояки, и газовые плиты. Все изменилось с приходом в область «КазТрансГаз Аймак» в 2013-м. Костанайский филиал подал заявку в АРЕМ на исключение из тарифа этого вида услуг, аргументируя тем, что акционерное общество является монополистом, а обслуживание внутридомовых сетей относится к конкурентной среде. При этом «КТГА» не только не понизило тариф, исключив из него внутриквартирное и внутридомовое обслуживание, но и добилось повышения!
Тогда и встал вопрос, кто возьмет на себя ответственность? Единственно возможным вариантом оказались ПКСК. Такая перспектива их явно не обрадовала, и «продавить» председателей не удается и по сей день.
Взрываемся! Пока без жертв…
А между тем внутридомовые газовые сети - это сети повышенной опасности. Однако вот уже 3 года ни в одном из газифицированных многоэтажных жилых домов Костанайской области за сети в подъездах никто не отвечает. Не проводится диагностика состояния газопроводов, проверка на герметичность стояков, чистка и смазка запорной арматуры. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что все это может привести к утечке газа и, как следствие, к угрозе взрыва.
Впрочем, проблем уже хватает. Достаточно вспомнить, как 7 декабря прошлого года в Рудном произошел взрыв газа в одной из квартир по 50 лет Октября, 25. Как оказалось, ни у владельцев квартиры, ни у ПКСК никаких договоров об обслуживании сетей на тот момент не было. После взрыва газа на председателя ПКСК «Айсулу» Татьяну Рубцову попытались оказать давление с целью заключения договора, но безрезультатно. Подъезд был подключен к газу спустя неделю под гарантийное письмо, что до 31 марта 2016-го договор будет заключен. Вот так, никакого контроля, что уж говорить об обслуживании. Добавим, что на протяжении расследования ситуации упорно муссировалась версия с суицидом проживающей в квартире 18-летней студентки, за которой можно скрыть существующие в сфере газоснабжения проблемы. В итоге, версия с самоубийством не подтвердилась, а виновным во взрыве оказался… сам газ.
Такая же ситуация была в Костанае в доме № 43 по улице Майлина, в котором 18 декабря 2015-го произошел «хлопок» газа. Очередное ЧП произошло в начале марта в доме 193 по улице Ленина. Жители первого подъезда пожаловались на утечку газа. Специалисты АО «КазТрансГаз Аймак» отключили дом от услуг, и… уехали, предупредив жильцов, что подключение будет произведено только после заключения договора на обслуживание ВДГО.
К слову, этот дом также находился на обслуживании ПКСК «Айсулу». С Татьяной Рубцовой мы встретились, когда она вместе с представителями ТОО «СеКо» обходила жильцов подъезда. Выяснилось, что председатель проводил «агитацию» о подписании договоров на обслуживание ВДГО. Ситуация получилась едва ли не патовая. Обслуживанием внутриквартирного оборудования в этом подъезде занималось ТОО «РЦКУ - Костанай». Для того, чтобы ТОО «СеКо» провести опрессовку, им нужно было войти в каждую квартиру для обследования, на что они, по сути, не имели права. Жильцы отдельных квартир наотрез отказывались запускать газовиков, и уж тем более платить за обслуживание внутриподъездного оборудования, ссылаясь на то, что они уже заплатили «РЦКУ-Костанай» 1400 тенге. Вопрос удалось решить, и газ был подключен в тот же день. Стоит отметить, что на тот момент это был единственный заключенный договор с единственной в городе многоэтажкой!
Цена вопроса
В разговоре с председателем ПКСК «Айсулу» Татьяной Рубцовой выяснилось, что предпочтение ТОО «СеКо» было отдано, в частности, из-за цены вопроса. Собственно, о цене. На рынке технического обслуживания в Костанайской области на начало года числилось четыре фирмы, имеющие соответствующие государственные лицензии, но основными конкурентами в борьбе за рынок не только в Рудном, но и в Житикаре и Лисаковске выступают ТОО «РЦКУ-Костанай» и ТОО «СеКо».
Если говорить о ТОО «РЦКУ-Костанай», то изначально в договорах на обслуживание внутриквартирного оборудования значилась сумма в 1400 тенге за 2 года, потом срок сократился до 1 года. При этом, если внимательно изучить договор, то стоимость ремонтных работ и замена каких-либо узлов оборудования оплачивалась отдельно, сверх суммы за техническое обслуживание.
Позднее ТОО «РЦКУ-Костанай» предложило следующий прейскурант: 798 тенге в год за обслуживание четырехкомфорочной плиты, 768 тенге - трехкомфорочной и 538 - двухкомфорочной плиты. Плюс 960 тенге в год - за обслуживание внутриподъездных газовых стояков. Если учесть, что у большинства потребителей в квартирах стоят четырехкомфорочные плиты, то общая сумма за услуги ТОО «РЦКУ-Костанай» в год составляла 1758 тенге.
Что касается ВДГО, то окончательная стоимость составила 48,17 тенге с квартиры в месяц в домах до 5 этажей, 39,25 тенге - с квартиры в месяц для домов этажностью свыше 5 этажей, соответственно - 578 и 471 тенге в год. Помимо этого всем ПКСК предлагаются значительные скидки (до 50 процентов) на услуги технического обслуживания общедомовых газовых систем в случае сотрудничества жилищных кооперативов по «Единому платежному документу» (ЕПД). В частности, ПКСК предложено размещать информацию о начислении и задолженности своих потребителей в ЕПД ТОО «РЦКУ-Костанай», ежемесячно доставляемого всем потребителям товарного газа.
В свою очередь, ТОО «СеКо» изначально озвучивало сумму 1400 тенге. При этом предлагался интересный вариант, обслуживать сети бесплатно, если им передадут на обслуживание домофоны. К слову, этот вариант успеха не имел, и ТОО «СеКо» в окончательной редакции предложило сумму в 1200 тенге куда входит и внутриквартирное и внутриподъездное обслуживание газового оборудования, плюс - стоимость любых ремонтов входит в эту сумму.
«Честные» конкуренты
При этом нередко приходилось выслушивать сомнения, в том числе и от специалистов областной газотехнической инспекции ДГАСК по поводу качества услуг. При этом под прицел критики почему-то всегда попадало ТОО «СеКо». Так, после предложения ТОО бесплатного обслуживания сетей взамен на домофоны чиновниками выказывалось подозрение, что обслуживание в этом случае будет фиктивное. Ведь это довольно затратные работы - нужно оборудование, специалисты. Визуально обнаружить утечку газа невозможно, только приборным методом…
К слову, с травлей «СеКо», по другому и не назовешь, в Рудном приходится сталкиваться повсеместно.
В редакции «Хорошего Дела» скопилось немало обращений, в которых рудничане подтверждали, что, предлагая заключить договоры на обслуживание с ТОО «РЦКУ-Костанай» со стороны специалистов этого предприятия в адрес конкурентов неслись не просто нелестные эпитеты, а велся откровенный подрыв деловой репутации.
Кстати, «РЦКУ-Костанай» нашли поддержку и в лице многих жилищных кооперативов.
Приведу простой пример. В феврале, оплачивая за техническое обслуживание в родном ПКСК «Ассоль». После оплаты сотрудником жилищного кооператива мне было предложено подписаться под опросным листом, в котором нужно было сделать выбор между фирмами по обслуживанию ВДГО. Причем мне настойчиво советовали поставить галочку напротив ТОО «РЦКУ-Костанай». Мол, там и специалисты все из бывшего «Костанайгаза», и вообще…
Вот только что скрывалось под этим вообще, выяснить так и не удалось. При этом я так и не смог добиться ни слова о том, во что мне, как потребителю и члену кооператива выльются услуги «РЦКУ-Костанай» и «СеКо».
Еще один момент. Каюсь, но попался на крючок, как маленький ребенок. В опроснике, помимо выбора ТОО, была графа, в которой сообщалось, что в связи с необходимостью заключения договоров и оплаты обслуживания ВДГО жилищный кооператив будет вынужден поднять тариф на 5 тенге. Поставив злополучную галочку, я очнулся только по приходу домой. Позвольте, какие 5 тенге? Грубо прикидываю - 5 тенге плюсом с каждого квадратного метра, квадратура моей «трешки», итого, я буду вынужден ежемесячно платить в ПКСК дополнительно около 300 тенге? Сумма, конечно, незначительная, вот только предложения обслуживающих фирм еще менее затратные. Итак, в ПКСК за обслуживание газового оборудования мне придется в год дополнительно платить 3600 тенге. Услуги ТОО «РЦКУ-Костанай» при этом (плита+подъезд) составляют 1386 тенге в год. В ТОО «СеКо» и того меньше - 1200 тенге в год!
Но, вернемся к теме лоббирования интересов одной из фирм. ТОО «РЦКУ-Костанай» не такие уж белые и пушистые, как пытаются казаться. Областной прокуратурой ранее в их адрес уже выносились предписания и налагались штрафные санкции за нарушения прав потребителей.
Опять же, в начале марта в Комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК состоялось первое заседание согласительной комиссии при антимонопольном органе по рассмотрению проектов заключений по результатам расследований нарушений антимонопольного законодательства на предмет их полноты, а также качества приведенных в нем доказательств.
Как следует из пресс-релиза, распространенного антимонопольщиками, в ходе заседания был рассмотрен проект заключения по факту злоупотребления доминирующим положением ТОО «РЦКУ-Костанай» при навязывании потребителям Костанайской области заключения договоров по техническому обслуживанию распределительных газопроводов, внутридомовых газовых сетей и оборудования.
По итогам заседания члены комиссии рекомендовали антимонопольному органу прекратить в отношении ТОО «РЦКУ-Костанай» расследование по факту злоупотребления доминирующим положением, поскольку представители ТОО сумели доказать в ходе обсуждения, что нарушений законодательства РК в данной области не было. Однако, комиссия рекомендовала изучить имеющиеся сведения в рамках начатого расследования по факту недобросовестной конкуренции. Озвученные на заседании Комиссии факты свидетельствовали о том, что потребители были ущемлены в своем праве свободного выбора организации, оказывающей соответствующие услуги.
Что скрывается за деревьями?
Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. В предложениях ТОО «РЦКУ-Костанай», направленных в ПКСК, говорится о существенных скидках «в случае сотрудничества жилищных кооперативов по «Единому платежному документу» (ЕПД)».
А теперь давайте разберемся, что есть РЦКУ? В простенькую аббревиатуру запрятали такое понятие, как расчетный центр коммунальных услуг. Вам, уважаемые читатели, это ни о чем не напоминает? Сегодняшние ЕРЦ и оплата коммунальных услуг единым платежным документом по принципу одного окна. В Рудном этим на данный момент занимается ТОО «Энергия Рудный». К слову, сама компания «Энергия РК» была создана еще в 2006 году. На сегодняшний день ТОО «Энергия РК» является системным интегратором и поставщиком телекоммуникационного оборудования и имеет опыт внедрения современных телекоммуникационных систем любой сложности.
А теперь потянем за ниточку РЦКУ, которая приводит к группе компаний «Информ-Систем». Как сказано на официальном сайте, компания на рынке биллинговых услуг существует уже более 15 лет. Группа компаний ТОО «Информ Систем» оказывает биллинговые услуги на базе РЦКУ в десяти регионах Казахстана: Алматы, Шымкент, Тараз, Актобе , Кызылорда, Актау, Уральск, Атырау, Костанай, которые в совокупности обслуживают до 2 миллионов абонентов. И здесь крутятся серьезные деньги. Помимо этого компании, входящие в группу, занимаются техническим обслуживанием ВДГО, поверкой счетчиков, газификацией, продажей счетчиков и котлов.
Так может в этом и скрыт истинный интерес, а техническое обслуживание, к слову, не приносящее серьезного дохода, это вторичное занятие «РЦКУ»?
Вопросы без ответов
Как бы там не было, но за всей этой чехардой, собственно, наступившей после явно пролоббированного заинтересованными финансовыми группами Закона «О газе», остается ряд вопросов, на которые ответа вот уже на протяжении трех лет потребители не могут получить ни от чиновников, ни от прокуроров.
Почему вдруг решили разделить ответственность между АО «КазТрансГаз Аймак» и бытовыми потребителями на вводе сетей в дом и требуют, чтобы приняли на себя обязанность обслуживать внутридомовое газовое оборудование? В кооперативах отношения между жильцами регулируются законом «О жилищных отношениях», где четко сказано, что тариф на техническое обслуживание утверждается на общем собрании собственников помещения. Многие кооперативы Рудного по сей день не могут увеличить тариф за техническое обслуживание даже с учетом инфляции, тем более, еще и вынуждены включать в тариф обязанности сторонней организации! Кому было выгодно развалить отлаженную систему, и довести ситуацию буквально до взрывоопасной?
Как уже говорилось, ответов мы не дождемся. А сейчас получается что у костанайского филиала АО «КазТрансГаз Аймак» имеются все основания, чтобы отрубить все многоэтажки Костанайской области от газа. Тем более что заключение договоров на обслуживание газовых плит тоже идет со скрипом. На сегодняшний день это сделали менее 50 процентов абонентов, что уж говорить о ВДГО.
Конечно, в тотальное отключение по всей области верится с трудом. К слову, это мнение разделяют и читатели «Хорошего Дела». На сайте газеты hordelo.kz на вопрос о том, что: «АО «КазТрансГаз Аймак» уведомило ПКСК Рудного, что в случае не заключения договоров на техническое обслуживание внутриподъездного газового оборудования с 1 апреля дома начнут отключать от газа. Верите ли вы в это?», лишь 10 процентов ответили утвердительно, считая, что «по закону, действующему с 2013 года, АО «КазТрансГаз Аймак» обязано отключать потребителей, не имеющих подобных договоров, при этом ПКСК уже дважды давали отсрочку».
В свою очередь, 90 процентов рудничан настроены скептически, полагая что: «скорее всего, проведут пару показательных отключений. АО «КазТрансГаз Аймак» не станет отключать всех абонентов, чтобы не лишиться оплаты за предоставленную услугу, а будет искать иные рычаги давления на ПКСК».
В любом случае проблему с внутридомовыми сетями решать однозначно надо. Так что в конце концов ПКСК все-таки придется заключить эти договоры, а нам - раскошелиться. Другое дело,почему мы оказались в этой ситуации? Пока был «Костанайгаз», проблем не возникало. Только пришел «КазТрансГаз Аймак», началось - плиты обслуживайте сами, внутридомовые стояки тоже. Конечно, есть понятие конкурентная среда. Но почему от этого страдают простые потребители?
Автор: Сергей ПЕТРЕНКО
Источник: www.hordelo.kz Фото: фотки.ру
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Что-то Нурик говорил про посреднические фирмы, мол развелось много.