В Рудном возрождается спидвей.
Рев моторов, брызги льда, борьба колесо в колесо, невозможное с точки зрения земного притяжения. Гонщики закладывают байки так лихо, так бесстрашно кидаются на обгон, почти лежа на льду, всего в нескольких сантиметрах от усеянных шипами колес мотоцикла соперника. Один овал, покрытый толстым слоем льда, четыре круга и напряжение до самого последнего заезда! Это – ледовый спидвей.
И к радости рудненских поклонников зимних мотогонок он снова заявляет о себе. В 80-х годах на стадионе «Строитель» проводился этап чемпионата СССР по спидвею, и рудничане спешили попасть на заполненные трибуны, чтобы поболеть за нашего первого номера в составе сборной Союза Григория Слепухина. А сегодня, пережив более чем 10-летний застой, спидвей возвращается в Рудный усилиями энтузиастов: сына Григория Слепухина Дениса, Владимира Чеблокова и Павла Некрасова.
В минувшую субботу мы с фотокором побывали на тренировке наших гонщиков (отправной точкой маршрута стал магазин «Энергия-Форум», от которого мы и спустились к Тоболу). Что представляет собой тренировка по спидвею? Гонщикам нужно «прикататься», почувствовать мотоцикл, как шипы (о них я еще расскажу) стоят на льду, опробовать все грани скорости.
Пока идут последние приготовления, подхожу к Павлу Некрасову, который, разогревая мотоцикл, вводит меня в курс дела.
Сейчас рудничане Владимир Чеблоков, Денис Слепухин и костанаец Павел Некрасов выступают за спортивно-технический клуб «Сокол» (Алматы), вместе с ними тренируются Александр Ельшин (Рудный) и Василий Назаров (Костанай).
– Последние соревнования по мотогонкам на льду прошли в Костанае в 1998 году. А несколько лет назад наша «неспокойная» группа решила собраться и восстанавливать все то, что раньше было так популярно. Нашелся спонсор – генеральный директор СТК «Сокол» Дастан Ибрагимов, под флагами этого клуба выступаем на соревнованиях, в том числе и на этапе чемпионата мира на алматинском «Медео», – поясняет Павел, который начал заниматься в 1990 году.
Не могу не поговорить с человеком, на которого равняются наши спортсмены, за которым тянутся – Владимиром Чеблоковым, мастером спорта международного класса, четырехкратным чемпионом Казахстана по мотогонкам на льду. В 1995-96 годах Чеблоков выступал в составе команды Казахстана, которая два года подряд завоевывала «бронзу» в командном зачете на чемпионатах мира по спидвею. Первый вопрос: «Сколько лет вы занимаетесь гонками?».
– Всю жизнь! С 17 лет начал, а сейчас мне 55, старый я уже, но не отпускают меня ребята, да и сам бросать не хочу. Адреналин, скорость – это же кайф, высшее блаженство. Каждому – свое: кто-то с парашютом прыгает, кто-то стреляет метко. Чтобы подготовить хороший мотоцикл, нужно много чего знать и уметь. К примеру, забить шипы: если чуть косо, просто улетишь на повороте. Мы все делаем сами, и гонщики и механики в одном лице, – отвечает Чеблоков.
Совсем недавно наши мотогонщики вернулись со сборов, которые проходили в Башкирии. Но, увы, погоды, а точнее, льда не было, толком не покатались, всего три тренировки. Вот дома и наверстывают перед грядущими соревнованиями, а это: 13-14 февраля – командный чемпионат России, высшая лига, куда заявилась наша команда, чтобы представлять Казахстан, 20-21 февраля – этап личного чемпионата мира в Алматы.
Больше не смею задерживать гонщиков: мотоциклы и трек готовы, болельщики потирают руки (и в предвкушении, да и от легкого морозца) – старт! В «условии задачи» – преодолеть 4 круга (круг – 400 метров) за 59 секунд, можно и за 51, главное, уложиться в минуту.
В перерыве между заездами знакомлюсь с Андреем Леонгардом, который вынужден пребывать в роли зрителя (несколько лет назад на мотокроссе получил травму), но идет на поправку, приезжает на тренировки да и вообще следит за событиями в мире гонок, из чего делаю вывод: сбрасывать со счетов его не стоит. Андрей открывает мне техническую сторону спидвея. Мотоциклы для гонок на льду – это специальные «Явы» чешского производства. На прямике байки разгоняются до 120-130 км/ч. Как им это удается? Секрет как в конструкции мотоцикла, так и в его моторе. Во-первых, байки для ледового спидвея очень легкие, их вес немногим превышает 100 кг. Этого удается достичь за счет легкой рамы, маленького топливного бака и минимума оборудования. У спидвейных мотоциклов нет даже стартера (заводят «с хода»). Зато мотор – 500-кубовый, мощный четырехтактник, работает на... метаноле, он обеспечивает лучшую производительность мотора. Впечатляют 28-миллиметровые металлические шипы, которых около 120 на переднем колесе и 170 – на заднем. Причем большая их часть крепится на левой стороне шины, для наилучшего сцепления с поверхностью ледового трека при максимальном крене на виражах. Впрочем, даже не это самое интересное. Когда говорим о мотогонщиках в ледовом спидвее как о быстрых парнях без тормозов, мы не преувеличиваем. У этих гоночных болидов тормозов действительно нет! Единственный способ сбросить скорость для ледовой ракеты – скинуть обороты мотора и притормозить мотоботом об лед.
…В общем, ледовые гонки – дело сложное, но захватывающее. Возможно, нашим юным и не очень любителям быстрой езды на скутерах и мопедах стоит взять «другую высоту», тем самым сократив количество ДТП? Как говорят мотогонщики: если хочешь что-то показать на байке, выходи на трек, драйва тут, в ледовом овале, уж точно хватит.
Источник: городская газета «Рудненский рабочий»,
Елена Воронина, фото Владимира Осокина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8