В 2021 году зафиксировали 1.5 млн, в 2022 — уже около 10 млн, а к 2024 прогнозируют увеличение количества фейковых сообщений до 22 млн (по данным АНО «Диалог Регионы»).
❌ Разбираемся, как отличить сенсацию от «сенсации» на примере весьма неудачной шутки студентов РУДН.
1️⃣ Проверьте источник
Обратите внимание на адрес сайта – корректен ли он? Часто для распространения ложной информации создаются сайты-двойники, которые отличаются от оригинала одной-двумя буквами в домене. Зайдите на официальный сайт организации и на официальные страницы в социальных медиа, проверьте, есть ли там «новость».
Можно ещё посмотреть сатирические издания. Вдруг это их публикация?
2️⃣ Верифицируйте факты
Достоверная новость включает не только информацию о событии, но и ссылки на источники, статистику, цитаты спикеров и многое другое. Оцените новость с точки зрения наличия этих элементов в тексте.
Изучите, что об этом событии пишут качественные СМИ. По правилам журналист должны проверить новость в нескольких источниках.
3️⃣ Читайте не только заголовок
Часто содержание статьи не имеет ничего общего с заголовком. Недобросовестные издания или авторы идут на такие трюки, чтобы привлечь внимание. Прочитайте, о чём автор пишет в подзаголовке и основной части текста.
4️⃣ А кто автор?
Посмотрите фамилию автора и изучите, что выдаёт поиск в интернете по ключевому слову — фамилии. Так вы поймете, насколько автор активный и на какой теме специализируется. Если «сенсация» – это его единственный материал, делайте выводы.
Если у «эксклюзива» нет автора, то так, скорее всего, хотят снять с себя ответственность. А это аргумент в пользу версии «если нет новости, надо её придумать».
5️⃣ Не доверяйте фото и видео
Их тоже подделывают. Если вам прислали фотографии, проверьте, не публиковали ли их раньше. Для этого можно использовать поиск по картинам в разных поисковых системах. Возможно, на кадре изображены события, которые не имеют никакого отношения к описываемому происшествию.
🔍 Изучите изображение. У всех ли объектов есть тень? Не замечаете ли вы разницу в уровне контрастности и яркости? Часто фотографии подвергаются фотошопу. Например, соединяют несколько изображений разного размера. Если приблизить такой кадр, то одна его часть будет зернистой, а другая — нет.
С видео-доказательствами сложнее. Сегодня популярность приобрели дипфейки – фотографии или видео, обработанные при помощи искусственного интеллекта. Некоторые из них подделывают настолько профессионально, что трудно отличить от оригинала. Если вы увидите или услышите что-то провокационное и сенсационное, не спешите верить. Возможно, это ловкий монтаж.
6️⃣ Не теряйте критическое мышление
Большая часть фейковых новостей направлена на то, чтобы вызвать у человека эмоциональное потрясение, сформировать отрицательное мнение или спровоцировать на необдуманные поступки.
Вернёмся к неумелой шутке. Когда вы увидели скриншот, стоило задать себе вопрос: «Такое могло произойти на самом деле?» Ответ любого здравомыслящего человека – конечно, нет.
Несмотря на то, что это очевидный фейк, неблагоразумные и чересчур «креативные» студенты начали снимать ролики со скриншотом «новости», публиковать в чатах и у себя на страницах в социальных сетях. Другие зачем-то стали помогать им репостами.
🚫 Если дело в «креативе», то такое «творчество» обижает ребят из Африки и показывает низкий уровень развития и культуры у создателей и распространителей этой «сенсации».
Авторы «фейка» забыли, что все мы в РУДН — разные, но равные. Давайте жить дружно и включать критическое мышление!
📌 P.S. Помимо морально-этических норм за распространение фейков у нас есть уголовная ответственность. Как вам такое, шутники? Цифровой след никогда не остается не замеченным…
#РУДН #RUDN_University
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев