Предпосылки восстания: ослабление Османской империи
К началу XIX века многие балканские народы, почти четыре столетия находившиеся под османским игом, стояли на пороге пробуждения национального самосознания. Греция, превращенная в XV веке в турецкую провинцию, не переставала стремиться к независимости. С рубежа XIV и XV столетий Османская империя управляла почти всей ее территорией, за исключением Ионических островов, Крита и отдельных районов Пелопоннеса.
Но серия поражений Османской империи в войнах с Россией и Австрией во второй половине XVIII века стала свидетельством слабости некогда могущественной империи. А создание первого греческого государства – Республики Семи Соединенных островов (Ионической Республики) в 1799 году под протекторатом России – стало вдохновляющим примером. Адмирал Ушаков, не прибегая к помощи сухопутных войск, силами своих моряков овладел штурмом двумя, считавшимися неприступными, фортами на острове Корфу и способствовал провозглашению республики.
Тайная организация «Филики Этерия»
Решающую роль в подготовке восстания сыграло тайное революционное общество «Филики Этерия» (Дружеское общество), созданное 14 сентября 1814 года в Одессе тремя греческими патриотами: Николаем Скуфасом из Эпира, Эммануилом Ксантосом с острова Патмос и Афанасием Цакаловым из Янины.
Выбор Одессы для основания организации не был случайным. Город стал крупнейшим центром греческой диаспоры в Российской империи. Там проживало множество влиятельных и состоятельных греков-купцов. Структура «Этерии» была похожа на масонские ложи и общество карбонариев. Во главе стояла «Невидимая власть», позднее переименованная во «Власть 12 апостолов», каждый «апостол» отвечал за определенный регион.
К началу 1821 года в «Этерии» было около 1000 человек, включая торговцев, духовенство, военных. Общество приобрело влияние во многих областях Греции и в греческих диаспорах других стран.
Начало восстания и роль Александра Ипсиланти
6 марта 1821 года генерал русской службы Александр Ипсиланти, став председателем «Филики Этерия», с группой этеристов перешел через Прут и призвал народ дунайских княжеств к восстанию против турецкого ига. 24 февраля в Яссах он издал знаменитую прокламацию «В бой за веру и родину. (Сражайся за веру и отечество)», содержавшую намеки на поддержку «державной силы», которую многие восприняли как готовность России поддержать восстание.
Восстание в самой Греции началось 25 марта 1821 года на Пелопоннесе в городе Ареополисе. В течение трех месяцев оно охватило весь Пелопоннес, часть континентальной Греции, острова Крит, Кипр и некоторые другие острова Эгейского моря. Острова Идра, Ипсара и Специя предоставили греческий флот из 80 судов.
В январе 1822 года в Пиаду близ Эпидавра было созвано Национальное собрание, которое провозгласило независимость Греции и приняло первую греческую конституцию – Эпидаврский органический статут, объявлявший страну независимой республикой.
Двойственная позиция России
Император Александр I оказался в сложном положении. С одной стороны, поддержать борьбу единоверных православных греков было делом чести, но с другой стороны, это противоречило принципу легитимизма, провозглашенному им на Венском конгрессе в 1815 году. Он предполагал возвращение к законным монархиям, и любая попытка восстания против законного монарха рассматривалась как преступление.
Поколебавшись, Александр I занял враждебно-нейтральную позицию: официально было запрещено поддерживать контакты с греками, однако негласно император дал «отмашку» помогать грекам тайно. Помощь заключалась в финансовой поддержке, пожертвованиях и отправке добровольцев, правда, не напрямую, а через другие страны.
Российское общество, естественно, сочувствовало грекам и южным славянам. Османская империя на протяжении целого столетия воспринималась как едва ли не враг номер один. Любые попытки порабощенных народов добиться независимости от Османской империи имели значительную поддержку.
Международное вмешательство и Наваринское сражение
К середине 1820-х годов ситуация для греков ухудшилась. В 1824 году турецкий султан Махмуд II привлек к борьбе с восставшими египетского пашу Мухаммеда Али. В 1825 году египетская армия под командованием Ибрахим-паши опустошила большую часть Мореи.
Такое развитие событий заставило европейские державы активнее вмешаться в конфликт. 23 марта 1826 года в Санкт-Петербурге был подписан протокол между Россией и Великобританией о посредничестве в греко-турецком конфликте. По Лондонской конвенции 1827 года к России и Великобритании присоединилась Франция.
Кульминационным моментом стало Наваринское морское сражение 8 (20) октября 1827 года, когда объединенная русско-англо-французская эскадра разгромила турецко-египетский флот. В четырехчасовом сражении союзники уничтожили более 60 турецких кораблей, не потеряв ни одного своего. Наиболее решительно действовала русская эскадра под командованием контр-адмирала Гейдена, которая приняла на себя главный удар противника.
Николай Райко: незаконный внук Екатерины Великой
В этой драматической истории освобождения Греции особое место занимает фигура Николая Алексеевича Райко – человека с удивительным происхождением и судьбой. Родившийся в 1794 году, он был побочным сыном графа Алексея Бобринского, который, в свою очередь, являлся незаконнорожденным сыном императрицы Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова.
Таким образом, Николай Райко был дважды незаконнорожденным, но при этом приходился внуком самой Екатерине Великой и сводным двоюродным братом императоров Александра I и Николая I.
Современники отмечали, что внешне он напоминал Александра I.
Граф Алексей Бобринский занял двойственную позицию по отношению к сыну: официально не признал его, но фактически обеспечил хорошим домашним образованием и финансированием. А поскольку фамилию свою отец не дал, Николай стал Райко.
Образование и ранние годы службы
Как и многие дети аристократов, Николай был отправлен на обучение в Италию. Вместе с братом он поступил в престижный Падуанский университет – одно из старейших учебных заведений Европы, основанное в 1222 году. Университет славился своими традициями свободомыслия - его девизом было «Universa universis patavina libertas» («Свобода Падуи, всеобщая и для всех»).
В 1812 году, когда Наполеон напал на Россию, Райко пытался через Швейцарию пробраться на родину, чтобы вступить в русскую армию, но был задержан и возвращен во Флоренцию. В 1815 году он все-таки попал домой и был зачислен в лейб-гвардии драгунский полк.
Военная карьера Райко развивалась медленно: он прошел путь от подпрапорщика до поручика. С 1824 года служил в чине поручика лейб-гвардии в Драгунском полку.
Загадочная отставка и связь с декабристами
9 января 1826 года произошло событие, круто изменившее судьбу Райко. Он вместе с несколькими офицерами подал в отставку в знак протеста против некоего события. Причина демарша до сих пор остается загадкой, но поскольку отставка последовала сразу после восстания декабристов, можно предположить, что Райко и его друзья выражали им солидарность и протестовали против жестокого подавления.
Такое предположение подкрепляется тем, что Райко воспитывался в Италии, где в начале 1820-х годов происходило движение карбонариев за национальную независимость. Видимо, он воспринимался как потенциальный носитель либеральных идей.
Путь в Грецию
После отставки Райко вернулся на службу, но уже в другом государстве – в Греции. В начале 1827 года он тайно выехал туда, сначала через Италию. Существуют разные версии о времени его прибытия – то ли в 1827-м, то ли в 1829 году, возможно, он ездил туда несколько раз.
Достоверно установлено, что с 1829 по 1831 год Райко находился в Греции и являлся помощником только что избранного президента Иоанна Каподистрии. Это было время, когда Греция де-факто уже обрела независимость, но нуждалась в организации государственной власти и восстановлении разрушенной войной страны.
Иоанн Каподистрия: первый президент Греции
Граф Иоанн Каподистрия представлял собой уникальную фигуру. Он служил в Министерстве иностранных дел Российской Империи (1816-1822). И с 1818 года фактически являлся главой ведомства наряду с Карлом Нессельроде, проводя политику конституционной дипломатии.
Когда началось греческое восстание, Каподистрия не удержался и стал высказываться в его поддержку, что противоречило официальной позиции Александра I. В 1822 году он подал в отставку и получил разрешение на отъезд в Грецию, формально оставаясь на российской службе в длительном отпуске с сохранением жалования.
11 апреля 1827 года Третье Национальное собрание в Трезине избрало Каподистрию правителем Греции на 7 лет. 18 января 1828 года он прибыл в страну после Наваринского сражения, обеспечившего свободу Элладе.
Деятельность Райко в Греции
Николай Райко быстро стал одним из ближайших помощников и советников Каподистрии. Его организаторские способности и глубокие знания проявились с особой силой. В греческой армии он дослужился до чина подполковника.
Райко возглавлял артиллерийскую школу и был назначен руководителем Главной военной школы новой Греческой республики. Особенно значимой стала его работа в качестве военного коменданта Патры. Когда турки покидали город, они практически полностью его разрушили, оставив полную антисанитарию.
Как доверенное лицо Каподистрии, Райко занимался возрождением Патры. Он не просто справился с угрозой эпидемии, но и начал восстанавливать и строить новые больницы, школы и церкви. Райко служил преданно и бескорыстно – четыре года вообще не получал жалования, не желая брать деньги от разоренной страны.
Убийство Каподистрии и свидетельство очевидца
9 октября 1831 года произошла трагедия, которая круто изменила политическую ситуацию в Греции и личную судьбу Райко. Каподистрия был убит конкурентами, за которыми, судя по всему, стояли английские спецслужбы. Прямых доказательств причастности англичан нет, но подозрения велики, поскольку основными выгодоприобретателями от убийства стали именно они.
Николай Райко присутствовал при убийстве и оставил об этом воспоминания, опубликованные позднее в «Русском архиве». Эти записки до сих пор являются основным источником по данному трагическому событию. В них он описал не только само убийство, но и обстоятельства, ему предшествовавшие.
Возвращение на родину и холодный прием
После убийства Каподистрии Райко оказался не у дел. К власти в Греции пришла проанглийская группировка, и он решил вернуться на родину, посчитав свою миссию выполненной. Наверное, он рассчитывал, что его заслуги в обретении греческой независимости будут учтены в России, поскольку это отвечало и интересам Российской империи.
Однако реальность оказалась суровой. Райко написал личное письмо высшим чиновникам, в частности Бенкендорфу, но получил чисто бюрократический ответ: формально он нарушил присягу, поступив на службу в другое государство, поэтому его пребывание в России нежелательно.
Тогда Райко, помня о своем происхождении, написал прямое письмо императору Николаю I. Царь разрешил вернуться в Россию, но звание греческого подполковника не утвердил. В итоге Райко был восстановлен в том звании, которое имел в России, – поручика.
Служба на Кавказе и знакомство с декабристом
Райко был отправлен служить на Кавказ, где провел два года до своей женитьбы. Там он познакомился с декабристом Александром Осиповичем Корниловичем. Корнилович был видным литератором и историком, одним из основателей исторической науки в России. Они подружились и, после службы Райко вели обширную переписку. Корнилович неоднократно приезжал в имение Райко и в Одессу. Во многом именно благодаря Корниловичу мы знаем подробности жизни Николая Алексеевича.
Райко снабжал Корниловича книгами, в частности, передал ему сочинение немецкого историка Леопольда Ранке «Die Serbische Revolution». Книга настолько понравилась Корниловичу, что он решил перевести ее, изменив заглавие на «Сербия в новейшее время» с учетом условий царской цензуры.
Предпринимательская деятельность в Одессе
После женитьбы Райко подал в отставку и в 1834 году поселился в Одессе. Интересно, что семейство Бобринских, несмотря на расточительность Алексея Бобринского, дало много талантливых предпринимателей. Николай Райко оказался именно таким человеком с предпринимательской жилкой.
Он занялся шелководством – перспективной для Новороссийского края отраслью. У него были земельные владения, где он начал разводить тутовые деревья, завез тутового шелкопряда. Шелководство в то время активно развивалось в южных губерниях России. Особых успехов в этой отрасли добились немецкие меннонитские колонии Новороссийского края.
Райко много способствовал развитию шелководства в Новороссийском крае. Не имея возможности поступить на официальную службу (поскольку слыл «карбонарием» из-за воспитания в Италии и участия в борьбе за независимость Греции), он полностью посвятил себя предпринимательской деятельности.
Примерно 17-18 лет он прожил в Одессе и под Одессой в своих поместьях, превратившись в довольно богатого предпринимателя, который реализовал себя в мирной деятельности. А еще писал статьи в «Записках Общества сельского хозяйства Южной России» и создал «Очерк шелководного промысла в Закавказье» (1854).
Признание заслуг и память о подвиге
В 1841 году, в связи с двадцатилетием начала Греческой революции, Райко был награжден греческим правительством орденом «За заслуги, оказанные им службою во время войны за независимость». Это признание пришло через десять лет после окончания войны, но оно было важным моральным воздаянием за годы бескорыстного служения греческой свободе.
Райко был почитаем греческой общиной Одессы, которая составляла значительную часть населения города. В начале XIX века греки были одной из самых влиятельных и богатых диаспор Одессы, активно участвовали в экономической жизни города.
Смерть и историческое значение
Николай Алексеевич Райко умер 12 января 1854 года в Одессе от «апоплексического удара» (инсульта), совсем немного не дожив до шестидесятилетия. Его смерть пришлась на время Крымской войны, когда Россия снова сражалась против коалиции европейских держав.
В Греции память о Райко сохранилась. В Патрах одна из центральных площадей названа его именем – Райкос, на греческий манер.
Выпускались монеты с его изображением и почтовые марки. Греки помнят его как одного из филэллинов – иностранных добровольцев, помогавших в борьбе за независимость.
Историческая оценка и связь с «Греческим проектом»
Судьба Николая Райко представляет удивительный пример того, как личная история переплетается с большой политикой. Его участие в освобождении Греции можно рассматривать как своеобразную реализацию «Греческого проекта» Екатерины II, правда, в совершенно иной форме, чем планировала его создательница.
«Греческий проект», разработанный в 1780-е годы, предусматривал восстановление Греческой (Византийской) империи под российским протекторатом. Екатерина даже назвала своего второго внука Константином, готовя его к роли императора возрожденной Византии. Однако проект не был реализован из-за противодействия европейских держав.
В конечном итоге внук Екатерины, пусть и побочный, все-таки сыграл роль в освобождении Греции. Не на престоле, конечно, но в качестве близкого советника первого президента независимой Греческой республики. Таким образом, историческая справедливость в какой-то степени восторжествовала.
Заключение
История Николая Райко – это история человека, который сумел подняться над обстоятельствами своего рождения и найти свое призвание в служении идеалам свободы. Незаконный внук императрицы, он мог бы прожить жизнь праздного аристократа, но выбрал путь борьбы за освобождение угнетенного народа.
Его жизнь отражает сложные процессы европейской истории первой половины XIX века: национально-освободительные движения, противоречия между принципами легитимизма и народного самоопределения, роль России в балканских делах. В России его имя незаслуженно забыто, хотя он представляет яркий пример русского вклада в дело греческой независимости.
Участие русских добровольцев в греческой войне за независимость демонстрирует глубокие связи между Россией и православными народами Балкан, основанные не только на геополитических интересах, но и на искренних симпатиях русского общества к борьбе за свободу. Николай Райко стал живым воплощением этих связей, человеком, который своей жизнью соединил судьбы двух православных народов в их стремлении к свободе и независимости. https://rtvi.com/special/vspomnit-vseh/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14
Много чего было в прошлом.
Ладно бы ещё про Китай , как никак они нас кормят , одевают , машины продают и обучают. Газ покупают , по дешёвке конечно , но куда денешься?
Пишите про Китай , начните с Опиумных войн , по итогу которых нам достался Хабаровский край ( китайцы до сих пор не согласны )
Можно про остров Даманский , молодые не знают что там было.
И как Путин отдал Китаю Даманский ,
Это не напишут , это замалчивают.