Дмитрий Николаев, завотделом «Зрительные системы» ФИЦ ИУ РАН, рассказал RTVI, как его коллеги смогли обучить нейросеть сначала зачеркивать незачеркнутые слова, как это делал поэт, а затем — «расчеркивать» зачеркнутые.
«На втором этапе мы использовали полученные изображения с „убедительно“ сгенерированными зачеркиваниями для обучения нашей основной нейросети, чтобы та могла снимать зачеркивания, и можно было бы оценить эффективность ее работы, зная верный ответ. Снять зачеркивания удалось благодаря нейросетевой архитектуре „Да Винчи“, созданной в нашей компании Smart Engines, — рассказал Николаев. — В итоге после обучения и тестирования нейросетей у нас получилась программа, которая обрабатывает рукопись с зачеркиваниями и позволяет посмотреть, как зачеркнутые слова выглядели до зачеркивания».
По словам ученых, они планируют дальше совершенствовать технологию чтения зачеркнутых слов и при обработке новых рукописей ожидаются дальнейшие открытия.
«Пушкин — далеко не единственный автор, от которого остался большой архив. И чем большим архивом мы располагаем, тем точнее можно изучать динамику написания тех или иных известных произведений, наблюдать, как шел творческий процесс. А это всегда нечто новое в истории литературы», — добавил Николаев.
По словам Николая Перцова, ведущего сотрудника Института русского языка РАН, компьютер позволяет достигать более четкого представления тесных соединений чернового текста, его увеличения, позволяющего увидеть бледные остатки чернил и карандаша.
«Говоря о результатах применения искусственного интеллекта для распознавания сложных черновиков Пушкина, можно упомянуть несколько особо ценных примеров, когда снятие зачеркивания действительно позволило добиться отчетливости. Например, значительно отчетливее стали видны слова «булочникъ» и «гробовщикъ», — пояснил Перцов


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Это же насколько надо быть тупым, чтобы такое делать. К ним испытываем лишь чувство жалости и презрениия.