Это не для гарпунера. Думаю, что прицельную планку с пушки снимать не надо. Усмехнулся в свои усы боцман.
Я, третий помощник и начальник продовольствия судна в одном лице, позвал повара Антона Карповича и рулевого Колю Будкова в провизионку, чтобы освободить полтора-два десятка деревянных ящиков из-под продуктов. Завтра они понадобятся.
Судовая жизнь входила в монотонное исполнение Устава службы на судах, инструкций, положений и прочих предписаний. На переходах было и свободное время. Почти каждый член экипажа мог запустить кинопроектор "Украина-2" производства Одесского завода "Кинап", сейчас его производственные цеха арендуют "предприниматели" - в основном хранят товар для "7-го километра" - знаменитой Одесской "тучи" т.е. толчка, корни, которого шли от Одесской "барахолки". Правда, один или два цеха работают и сейчас по продаже, ремонту и тюнингу катеров и яхт для людей у которых "жизнь удалась".
Доминошники "полировали" текстолитовую столешницу на корме, в смысле "забивали козла".
Были и любители музыки. Саша Колотилкин - второй механик, Володя Баранкевич - электрик (племянник начальника отдела кадров Управления), четвертый механик Леша Шайдюк, подключался и я. В маленькой трансляционной выгородке к одному приемнику и одному магнитофону (изделия специально для судовых радиорубок), которые были закреплены на переборке, мог еще втиснуться один человек. Остальные любители были в тамбуре и на крыле мостика. Называли магнитофон "МАГ", оркестр Олега Лундстрема "Группа саксов", знали почти наизусть мексиканский шедевр "Бесаме Мучо", ждали очередь на получение с базы фильма "Серенада солнечной долины" с Сони Хени и оркестром Миллера и его вечной музыкой "Лунная серенада". А почему ждали? На флотилию выдали всего две копии этого фильма, одна из них была на базе, а другую пустили в прокат китобойцам. В общем как теперь говорят "крутыми были". Включали трансляцию по каютам и на палубу после рабочего дня, записывали музыку на магнитофон, занимались фотографией. Я, грешным делом, начал рисовать, тайком, чтобы не смеялись. Нарисовал с открытки портрет Бриджит Бардо. Вроде бы и неплохо получилось. Повесил в каюте, мне и Мише нравилось, другие заходили - хвалили. По долгу службы я заведовал и судовым ларьком - собирал заявки на товары с магазина базы, получал товар из рыбкоопа перед рейсом и занимался с профсоюзом распределением дефицита. Пару раз за рейс контора Главацкого (Председатель Рыбкоопа китобоев) "подкидывала" пару холодильников, пару телевизоров, пару "Спидол", иногда даже дубленку…. А в рейсе: бритвы, зубные пасты, нижнее белье и прочая мелкота. Но на дни рождения, по письменной просьбе заявителя с визой капитана китобойца и разрешения начальника снабжения флотилии Анатолия Трофимовича Пасечного передавали отдельно паек. Можно было заказать бутылку коньяка, бутылку "Столичной" или "Московской" (представительские марки) и вино или шампанское по одной бутылке. По утрам многие бегали вокруг надстройки и начали принимать душ "шарко", примитивно сделанный с металлических труб, к которым подсоединялся шланг от пожарной системы. Играли в шахматы, устраивали соревнования по стрельбе на ботдэке. Профсоюз флотилии не бедный. Для моряков было достаточно много всевозможных спортивных и развлекательных предложений, любой спортивный снаряд, в т.ч. и мелкокалиберные винтовки. Вблизи островов били из этих "мелкашек" диких уток, тренировались по отработке "королевского выстрела" - это когда китобоец "на ходу", ты стреляешь в летящую утку, и она падает не то, чтобы под ноги, а где-то на палубу. Уток всегда много было вблизи островов, стреляли не много, мясо не отличишь от рыбьего и не вкусное, очень долго надо в тузлуке отмачивать. А вот кальмара удили чуть ли не всем экипажем. Как только предоставлялся случай "поваляться" в дрейфе, тут же ночью выставлялись специально изготовленные электриками мощные фонари. На шкафуты правого и левого борта выстраивалась толпа рыбаков-любителей и с шумом, гамом дергали самодурами красные "мешочки" с длинными щупальцами и "зарядами чернила". Ох и отмываться было не просто. То, чем "отбивались" бедные кальмары так пропитывало робу и тело, что мало не казалось. Но вкус - потрясающий. Никакого сравнения с дефростированными в домашних условиях. Какое вкусное "фри" …
Вахта второго помощника Стаса Елпатова, второго механика Саши Колотилкина и второго электромеханика Васи Лапченкова считалась "собачей" как и на всех судах мирового флота - время с четырех до восьми утра самое для сна. Но и тут наши китобои находили добрую изюминку. Повар Антон Линец оставлял на семь человек (штурман, два механика, один матрос, один электрик и два моториста) завтрак. Как правило, яйцо, колбасу, ветчину, сыр, творог, сметану…. Овощи, селедка, чай, кофе, сахар масло сливочное… было по потребности любому члену экипажа и в любое время. После двух часов ночи поочередно электрик и два моториста должны были на завтрак всей вахте почистить картошку и селедку, а рулевой матрос Гончаренко к 4.00 пожарить ее на сливочном масле с луком. Пока офицеры передавали вахту и заполняли судовые журналы, рядовой состав накрывал стол и перекручивал бобины согласованного для просмотра фильма. Минут через десять все садились за стол в кают-компании и отводили душу за вкусным завтраком, а под чаек или кофе просмотром фильма. Кто не хотел смотреть фильм - шел в "люлю" читать книжку перед сном при слабом свете надкоечного фонаря-ночника.
Я, как и в рейсе на самом деле, вспоминаю поэтапное настроение экипажа. Первые дни после выхода судна, каждый старался уединиться после вахты, работы, как бы побыть в
домашней обстановке, взять фотографии родных и близких, посидеть с ними, мысленно пообщаться. Так и у меня получилось. Много воспоминаний о доме, родных на фоне судовой жизни. Такое настроение почти у всех людей не зависимо от специальности, которые уходят на работу на долгие восемь месяцев. Все хорошо, только на работу далеко ходить. С каждым днем люди втягиваются в работу, больше общаются между собой, организм начинает перестраиваться. С нетерпением моряки ждут "первого кита", затем первого танкера с письмами и поцелуями, Новый год. А там, как цыган говорил: "Январь, февраль. Тяп, тяп и май".
Рассвет следующего дня встретил нас слабой дымкой: полный штиль, палуба и надстройки покрыты росой, влажность процентов девяносто, море без единого гребешка, первые лучи из-за горизонта пробивали дымку, и все ярче открывалась свинцовая гладь океана. Такое может быть только в тропиках. К началу рабочего дня солнышко пробилось сквозь утреннюю дымку, залило золотыми брызгами горизонт.
В восемь ноль-ноль на главной палубе появились боцман Николай Иванович, помощник гарпунера Анатолий Марченко, марсовый Голубченков Коля. С мостика по переходному спустился к ним гарпунер Василий Дубина. Короткая пятиминутка. В это время на верхний мостик поднялся капитан Гурин Александр Федорович.
Несколько членов экипажа из "новичков", которые впервые вышли в рейс на китобойце, ночь не спали, пару человек свободных от вахт устроились на сигнальном мостике, Володя Баранкевич подменился и примкнул к ним. В прошлый рейс и я не спал в ожидании первого выстрела, а затем первого кита.
Капитан вышел на левое крыло верхнего мостика и спросил гарпунера:
- Готовы?
- Да. Подняв руку, ответил тот. Александр Федорович дал команду вытащить ящики с тамбура провизионки.
Я сбежал вниз, с камбуза прихватил Колю Ильченко - матроса второго класса, по совместительству артельщика и на палубу. Открыли дверь в тамбур артелки, быстро оттуда подали собравшимся на палубе ящики и - я на мостик. Видимо капитан, и гарпунер накануне приняли план и схему отработки пристрелки пушки. Потому, что без лишних слов
Александр Федорович сбавил ход до среднего и приказал через каждые 120 - 150 метров выбрасывать ящики. Это примерно два корпуса китобойца. Рулевому:
- Пол борта право.
Китобоец пошел на плавную циркуляцию, в это время ящики выбрасывались за борт. Через некоторое время капитан дал команду "Так держать" и, через минут "Пол борта лево".
Гарпунер дал указание своему помощнику готовить пушку к стрельбе. Сам поднялся на полубак, расчехлил пушку и открыл затвор.
Помощник и марсовый уже вынесли из артпогреба по две гильзы и четыре гранаты, уложив их в металлические ящики, приваренные к фальшборту полубака. Гарпунер попросил их принести еще столько же. Марченко кивнул марсовому: - Мол, серьезно. Боцман готовил лебедки, сначала левую, отдав ленточный тормоз, соединив редуктор и прокрутив двигателем затем затянув тормоз, рассоединив редуктор от двигателя и правую таким же образом. Так положено было. В Антарктике, при жестоких штормах и минусовой температуре, часто лента стопора примерзала к барабану и в нужный момент могла задержать вытравливание линя.
В общем - все по полной программе.
Марсовый загнал 75-килограммовый гарпун в ствол пушки, к нему в полое веретено уже была вставлена чека и к ней зачален хаплинь правого борта, навинтил гранату без пороха и взрывателя. Помощник гарпунера загнал гильзу в патронник. Василий Дубина жестом показал, что дальше он сам закроет затвор, поставит на предохранитель спусковой механизм.
- Все готово командир. Заряд боевой, граната без пороха. Отрапортовал Марченко.
Василий поднял руку, дав понять капитану, что все готово. На полубак пришел радист Михаил Ушаков проверить свое "детище". Несколько радистов в т.ч. наш Миша, его друг Толя Рожков с к/с-30 внедрили радиосвязь с гарпунной пушкой, "вороньим" гнездом и мостиком. Радист постучал пальцем по микрофону, установленному на рукояти пушки, затем посчитал до трех. На мостике в динамике послышался свист и неразборчивое хрипение. Миша вернулся в радиотрансляционную, поднастроил приемо-передатчик и все стало на свои места. Динамик иногда посвистывал, когда гарпунер близко говорил к микрофону, но разобрать можно было. В это время китобоец заканчивал разворот, и Александр Федорович дал команду гарпунеру стрелять на ходу в первый ящик метров с 50-ти.
На полном ходу судно вышло на курсовой угол к ящику примерно 30 градусов, и тут же прогремел выстрел, Линь змеей взметнул по дуге вверх, гарпун не долетел метров пять до цели и ушел под воду, оставив за собой бурун.
-Право на борт. Скомандовал капитан и сам переставил ручку телеграфа на "средний ход", затем "малый" и "стоп". Я стал на руль, а рулевой быстро спустился по скобтрапу лобовой надстройки с мостика на главную палубу к турачкам лебедки, боцман начал выбирать линь и он пропускал его через отверстие в главной палубе в тросовую. В это время марсовый Голубченков загнал гарпун с левым линем, помощник Марченко вставил гильзу. Гарпунер по докладу марсового дал команду выбирать линь на самой малой скорости - гарпун подходил к носовому ролу. Гарпун, перевалил через рол, лебедку по команде боцман остановил. Когда абгалдерами с двух сторон взяли гарпун марсовый и появившийся по судовому расписанию матрос Гончаренко, стал потравливать пока его не уложили на палубу.
Так началась пристрелка пушки. Десять раз на полном ходу, пять раз на среднем и десять раз на "стопе". С каждым выстрелом Василий с помощником записывали результат выстрела в тетрадь и несколько раз "колдовали" над прицельной планкой. Несколько выстрелов сделал помощник гарпунера Анатолий Марченко.
Закончили поздно, двадцать пять выстрелов для начала не мало. Правда, в рейсе некоторые гарпунеры и по сорок выстрелов делали в день, а брали одного - двух китов, а то и "пустыря" тянули.
Антон Карпович постарался, На ужин было несколько блюд из свеженькой свинины. Оставшуюся на "выкорм" свинку на время "пальбы" переселили под полубак и закрыли дверь. Что она там делала неизвестно. Не до нее было. А Рында с первым выстрелом заскочила с кормовой палубы в коридор с такой скоростью, что "юзом" на "задних" проехала мимо двух машинных отделений и "затормозила", когда головой стукнулась в переборку камбуза. Антон скорее услышал, чем увидел перепуганное "чучело" в открытой двери, отвел ее в свою каюту и закрыл на ключ. В рейсе ни один член экипажа, включая капитана, не закрывал каюты на ключ. От кого прятаться? Но это "особый случай". Там она переживала одна все происходящее на судне. Несколько раз повар заходил к ней дать кушать и воды, но Рында категорически отказывалась. Надо сказать, что Рында давно уже поняла, с кем следует дружить. Для экипажа Антон Карпович - повар, а для нее ШЕФ с больших букв и с большими косточками с мясом. Если вспоминает Славика - портового "интернационалиста", который подумал, что она дурра за длинным рублем пошла, то только с сожалением - как ему там зимой? Здесь у нее "канары" - сама еще не знает, какие испытания придется пройти в Антарктике.
На завтра к/с "Бесстрашный-28" пересек тропик Рака - условную линию по параллели 23град.43мин. северной широты. По коллективному договору между морскими профсоюзами и судовладельцами положено было выдавать тропическое довольствие - 200 грамм в сутки сухого вина каждому члену экипажа, на весь период пребывания судна в тропиках до такой же широты, называемой тропиком Козерога. "Авторитет" судна предложил капитану не выдавать вино до экватора, а с праздником Нептуна выкатить бочку на палубу. Так многие экипажи делали. Александр Федорович поддержал идею.
Температура воздуха, с продвижением судна на юг, начала подниматься по часам. Утром плюс 25, в два дня плюс 30. а к вечеру плюс 33. За восемь часов - восемь градусов плюс. Судостроительная промышленность Советского Союза еще не начала внедрять кондиционирование для экипажей судов. В каютах жарче от того, что два машинных отделения с четырьмя главными двигателями по тысячу "лошадей", вспомогательными дизелями, расположенными в эпицентре жилья, добавляли свои градусы. Старожилы начали "столбить" места на сигнальном мостике, пеленгаторной палубе, за радиорубкой. Сворачивали матрац с подушками и постельным, выносили на палубы и там спали. Лучше всех было тем, кто жил на второй палубе надстройки: капитану, гарпунеру, старпому, нач. радиостанции и, естественно мне. Ночью вентиляторы немного охлаждали воздух в помещении, но иногда, приходилось, и мочить простынь в умывальнике.
Выше я писал о режиме пресной воды. Для ясности дополню, что в каютные умывальники пресная, а вернее опресненная вода подавалась без ограничений, умывались и зубы чистили без всяких проблем. Использовали и для стирки мелких вещей. А пили воду, за свои "кровные": "Березовскую", "Нафтусю", "Куяльник"…, "Боржоми" только по два ящика на рейс - дефицитом была уже в то время и в т.ч. для китобоев.
Время побежало быстрее по желанию моряков, и китобоец как бы вниз катился по земному шарику, хотя "кони" всегда быстрее бегут к дому, а мы пока от него.
Уже экватор.
Генеральный курс в район островов Тристан да Кунья. Суда "веером" идут двенадцатимильной скоростью на юг. Ежедневные промысловые советы, доклады разведки с китобойца-разведчика. Промысловое руководство базы: Анатолий Степанович Лабунец, старший инженер по промыслу Василий Иванович Куличков, который имел под руками пятнадцатилетние карты и данные всех предыдущих путин с детальным описанием каждого дня промысла, начальник синоптической группы флотилии, начальник научной группы, капитаны судов - под руководством капитан-директора Моргуна Борис Макаровича разрабатывали стратегический план начала промысла. Не зря говорят; "Как начнешь - так и кончишь".
С самого утра весь экипаж "на подъеме". Праздник Нептуна. На судне новички: два матроса второго класса, один из них Коля Ильницкий - курсант Одесского мореходного училища РП , впервые моя мореходка начала посылать курсантов на производственную практику в Антарктику, получить навыки китобойного промысла, матрос первого класса Валентин Игнатьев (уже секретарь парторганизации судна), электрик Володя Баранкевич, два моториста и …кто же еще? Конечно Рында.
Новичками считались и те, кто первый раз шел в новой должности. Такими были: старпом Лагуненко Э.И., второй помощник Елпатов С.С., третий помощник Чепижко С.Г., второй механик Колотилкин А.С., четвертый механик Шайдюк А., третий электромеханик Рыжков М. Получилось, что крестить нужно треть экипажа. Символично - крест, три пальца и треть экипажа.
На кормовой палубе, из брусьев аварийного имущества (временно их изъяли, т.е. с возвращением на штатное место) сколотили остов бассейна, закрепили брезент и заполнили забортной водой.
В 10.00 Александр Федорович сделал объявление:
- Сегодня, такого то дня, в долготе такой-то наше китобойное судно "Бесстарашный-28" пересекло ЭКВАТОР. Поздравляю весь экипаж! Личному составу построится на главной кормовой палубе для встречи со свитой и самим царем морей и океанов Нептуном. В это время в районе фок-мачты и полубака уже по первому стакану вина "гахнула" свита: Нептун - Миша Ушаков (не сомневаюсь читатели так и подумали), виночерпий - Антон Карпович, русалка - Коля Будков и т.д.
Нет комментариев