Сотнями встречал я в своей жизни выходцев или эмигрантов из России, Украины, Белоруссии… и все со слезами на глазах и болью в сердце мечтали вернуться на Родину, чтобы умереть и почить вечно в Родной Земле, ни разу я не встретил выходцев из Прибалтики или Средней Азии. Не хочу обидеть их, может они и были среди упомянутых, но …! Огромные диаспоры Австралии, Аргентины, Уругвая, Европы, Южной Африки…, с которыми я много встречался, каждый в отдельности просили низко кланяться матушке земле. Постарше !!!
С прощальным рукопожатием крестились и целовали руку капитана, зная о том, что никогда уже в этой жизни не смогут увидеть родное поле, запах цветущей вишни, съесть белорусский картофельник-дранник, услышать шелест берез и кудрявого клена…. Маленьким детям, старались донести, до их еще хрупкого сознания, на родном русском языке - что такое Родина, а они еще понимали этот язык, но уже отвечали на испанском, английском, французском…. Не любили, в основном все эмигранты первой, второй волны, новое пристанище, но так распорядилась судьба. Советские китобои уделяли большое внимание своим соотечественникам. В иностранных портах на суда флотилии нескончаемым потоком шли пожилые, молодые с детьми, инвалиды в колясках - все, кто мог, ради того, чтобы ступить на кусочек русской территории - палубы судов Советской Антарктической китобойной флотилии. Других случаев не знаю, но из Уругвая, с каждым заходом после рейса, капитан-директор Алексей Николаевич Соляник принимал на борт китобазы несколько семей с детьми, сумками, большими чемоданами и даже ящиками с мебелью, для доставки в Одессу, получивших разрешение вернуться на Родину.
Поворот на траверзе Йеникей.
Кто не бывал в Стамбуле, тот не видел мир.
Открывается панорама города, которая завораживает душу. Здесь за много веков, собрано все лучшее, что могли придумать люди.
Стамбул основан две с половиной тысячи лет назад греками и был назван Византией в честь его основателя Византа. Римский император Константин Великий перенес столицу Римской империи из Рима в Византию и назвал город Константинополем. 1453 г. Любой школьник начальных классов Турции назовет - это год, когда Турки захватили город и назвали его Стамбулом, ставшим столицей Османской империи.
Подходим к мысу Ортакей.
Уже видно грандиозное строительство мирового масштаба - первый пилон на европейском берегу будущего моста, который связал восемью полосами Европу и Азию. Еще десять лет, по два раза в году, я буду наблюдать, как воплощается в жизнь инженерная мысль мостостроителей. Мост открыли 30 октября 1973 года, спустя один день после 50-й годовщины основания республики Турция. Мост назван именем Ататюрка. На азиатском мысу Бейлербей пилона еще нет, но тяжелой техники много.
Печальной историей заканчивается двухчасовый проход проливом Босфор. К борту подошел лоцманский катер. Капитан вручил лоцману "пакет", поблагодарил за проводку судна, интересный рассказ о Стамбуле и велел второму штурману проводить его на катер. Не сбавляя скорость китобойца, на минуту коснувшись борта, лоцман уже помахал рукой со своего катера.
- Поворот вправо, ложится на курс 272 градуса. Скомандовал Александр Федорович и добавил ход до "полного вперед". Мелькнули слева Принцевы острова - место ссылки опальных особ, знати и священников. Наиболее известные изгнанники - императрица Ирина, мать императора Константина VI, который правил в конце VIII века и Троцкий, которого вспомнил лоцман.
Вечерняя моя вахта с 20.00 до 24.00. Для судов со скоростью около 15 узлов время входа в пролив Босфор и пролив Дарданеллы с разницей в двенадцать часов плюс - минус минуты. Проход Босфором два часа, Дарданеллами - четыре.
Приняв вахту у старпома на траверзе острова Мармара, я сразу же приступил готовить судно к проходу не менее сложным проливом и без лоцмана.
В сумерках открылся маяк Гелиболу. Приняв доклады на мостик о готовности к проходу проливов, я доложил капитану. Вскоре поднялся на мостик Александр Федорович и велел старпома и второго штурмана не вызывать на подвахту.
- Боцману стоять на якорях. Многие суда уходили от страшных аварий, вовремя отдав якоря, при отказах главным машин. Другого, в таких узостях с крутыми поворотами, торчащими у берега скалами, не дано.
Стемнело, прошли траверз Гелиболу. Держимся правой стороны пролива, встречных судов много, да и попутных не мало. Перешли на два дизеля в схеме и третьем в постоянной готовности. Казалось бы, уменьшили мощность главной силовой установки на треть, но опыт и знание капитана подсказывало, что чем больше в электросхеме механизмов и оборудования, тем больше вероятность какой-то не штатной ситуации. Приобретая опыт, я узнал, что сбой одного дизельгенератора может повлечь за собой ситуацию "рассыпалась схема" - судно без хода и возможности управляться. Поэтому в ответственные моменты: швартовка, проход проливов и узкостей, погодные условия (шторм, ураган, айсберги) старшие механики и старшие электромеханики судов с дизельэлектрическими главными машинами находились в ЦПУ и в любой момент готовы были перейти на ручное управление силовой установкой.
Около 23-х часов открылся слева огонь Нара, а с правого борта чуть правее курса зеленый, который являлся створным до крутого поворота на 180 градусов влево, самого опасного места в проливе - от мыса Нара до Чанакале. Капитан на верхнем мостике, я через каждые три - пять минут определяю место и наношу на карту в штурманской рубке, мигом вскакиваю на верхний мостик и докладываю. В очередной раз, определив место по пеленгам навигационных огней пеленгатором правого борта, я доложил капитану, что следует начать поворот влево. Капитан резко перевел телеграф на отметку "стоп машина". Рулевому:
- Так удерживать. Право не ходить. Мне:
- Какая дистанция до берега прямо по носу.
Я, даже без одной ноги - второй уже стоял у радара, как капитан уже рядом резко отодвинул меня и увидел картинку на экране. Что я услышал тогда в мой адрес передать не возможно.
Как бы выдержанный на берегу, но с первых дней рейса ярко выраженный взрывной характер Александра Федоровича, за какую-то минуту обрушил на меня столько упоминаний всех и вся, кто родил, кто учил …. Ой! Мало не было…
Мне:
- Быстро на мостик. От курса не отклоняться.
Я выскочил на верхний мостик - как пробка шампанского. В полумили слева показался сначала передний топовый, затем бортовой зеленый огонь и задний топовый. Огромный танкер выходил из-за мыса Нара, начиная правый поворот. Капитан уже на мостике, передвинул ручку телеграфа на "средний ход вперед. Рулевому:
- Лево не ходить. На меня ноль внимания.
За короткое время я понял свою ошибку. Ошибка, которая может быть, привела не одно судно к аварии. Настолько красивый -настолько и каверзный пролив Дарданеллы
Вдоль европейского берега пролива Дарданеллы проходит оживленная автомобильная трасса с крутыми поворотами, между зарослями кизила и рощами грецких орехов. В самый ответственный момент я ошибочно принял вместо проблескового огня траверзного буя - свет автомобильных фар и нанес место судна на несколько кабельтовых ближе к началу поворота.
Молодые штурмана! Определяйте место судна только по проверенным навигационным огням и знакам!!! Характеристика огня, секундомер. Уверен - это он. Еще раз проверь!
Такая ошибка могла стоить очень дорого. Вахта заканчивалась. На мостик поднялся Стас.
Не стал я сдавать вахту по правилам. В душе был зол на себя, капитана и всех подряд. Заполнив журнал, в состоянии близкому к полному безразличию, я спустился в каюту, не раздеваясь, залез на второй этаж в свою койку и горько плакал. Чтобы не стонать я кусал запястье. Кусал - это не к красному словцу. Было на самом деле. Обида страшная на капитана, а, скорее всего, моя обида не справедливая, как убедился я позже. В ту минуту я готов был на все - лишь бы завтра не идти на вахту. Это было пятьдесят лет назад. Это таки было, а сегодня - помню как вчера. Миша Ушаков - радист, с нижней койки нашей каюты, еще не ложился спать, был в радиорубке и ждал, подхода к Чанакале и к посту на выходе из Дарданелл, чтобы отработать с турками точки … тире…. Он все видел, слышал и пережил все со мной в той ситуации. Миша лет на десять старше меня. Как он с женой Верой мечтал родить ребенка…. Но. На то время бог не дал.
Глаза и уши экипажа Михаил Ушаков.
Позже мы с Александром Федоровичем сдружились.
После рейса АКФ "Слава" в Антарктику 1963- 64 года, капитан Гурин Александр Федорович перешел работать в "Югрыбхолодфлот" г. Севастополь - вторая родина китобоев Украины. Думаю, что он понял безперспекивнсть роста на флотилии. В родном Севастополе он стал капитаном крупнотоннажных судов, работал наставником за границей, стал капитаном порта. На РТМС "Гарпунер Прокопенко" я, капитан, швартовался. к ТР "Таганрогский залив" для передачи рыбопродукции и был в гостях у Александра Федоровича. Правду сказать, как школьник волновался, когда давал команды, стоя на крыле, хотя за плечами уже несколько лет капитанства. Он похвалил меня за швартовку, с гордостью провел по судну, за столом вспомнили швартовки к китобазе.
На среднем ходу, под углом 20-30 градусов, своим левым бортом на сближение с правым бортом базы, поравнявшись с кранцами - полный ход назад и лево на борт … стоп машина, китобоец на кранцах, а на палубе уже принимали бурундук.
Красиво!!! Не то слово! Ювелирно! Да! Это высший пилотаж капитана по управлению судном и сложнейшей операцией - швартовка в море.
Вот такой у меня был Учитель! Ругал много, но я не жалею. Всегда гладко выбритое лицо, на котором немного выделялись скулы, глаза круглые не большие, близко посаженные, нос крупный, аккуратно причесан, а по выражению губ можно было на сто процентов определить его внутреннее состояние: будет ругать, хвалить или так себе. Гурин Александр Федорович мой первый капитан - наставник "теоретического" штурмана, которого за рейс, я так считаю, сделал будущего судоводителя - практика и капитана дальнего плавания.
Последний раз мы встретились в годы "великой" перестройки или ОООчень великого РАЗВАЛА за пару лет до его кончины. Я, Гурин Александр Федорович и Николай Шкуро - капитан ТР "Севастополь", а тогда руководитель морского сервиса "Ассоль" у Михалыча (соседа Шкуро по даче) в Учкуевке, на Северной. Поздно сидели, где-то за полночь. И бутылочку распили, много вспоминали. Заночевали…
У Александр Федоровича еще был план - построить дачу в районе Любимовки. Он вспомнил тогда нашу первую встречу на ремонте в Севморзаводе.
Он капитан - я третий помощник. Напонмил мне Александр Федорович о своей племяннице Валентине, которую я не видел более тридцати лет, а в то время совсем юной девочкой, которая закончила первый курс Севастопольского филиала Одесского Политеха и проходила практику в КБ Севморзавода. Она жила с мамой на улице Рабочей, рядом с Малаховым Курганом и Севморзаводом. Александр Федорович познакомил меня с Валентиной, когда она зашла в гости к нему на ремонтирующийся китобоец. Несколько раз я приходил к ее дому, встречал ее и мы проводили время в прекрасном городе - один раз в кафе, в только-что построенном против сквера драмтеатра, кажется "Метро", на Большой морской. Тогда она сказала, что такие заведения ее не интересуют. Раз или два - цветы подарил. Я еще не знал, как и не готов был заводить какие-то серьезные отношения с девочками.
Спасибо! Кланяюсь! Земля пухом Вам, Александр Федорович!
Впереди рейс.
Третье утро на "Бесстрашном" после выхода из Одессы.
Я поднялся на мостик. Коля Будков принял вахту у Валентина Игнатьева - рулевого старпома. Уже ему под сорок. Валентин не скрывал, что приложил немало сил и прочего, чтобы попасть на китобойку, с целью поднятия материальное состояние семьи. До этого он работал в Севморзаводе на судах портофлота боцманом. По вахтам уже знали про инцидент в Дарданеллах между мной и капитаном, но вида не подавали. Капитан, намаявшись ночью в проливе, еще на мостик не поднимался. В схеме один дизель, скорость около десяти узлов. Эгейское море. Спешить некуда.
В это время на китобазе "Слава" закончили погрузку ГСМ, промыслового снаряжения, продовольствия. В последний день перед отходом, после посещения руководителями различных рангов, погрузили больше двухсот свиней, сотню коров в заранее приготовленные на главной палубе китобазы деревянные загоны. Эту миссию (выращиванием свиней и коров) выполнял колхоз под Березовкой в Одесской области, которым руководил знаменитый дед Макар - дважды Герой Социалистического труда Посмитный Макар Онисимович. Вся страна, в то время, знала, какие вареники баба Параска готовила Никите Хрущеву. Наведовался Никита Сергеевич в колхоз не менее одного раза в год. Двухэтажная гостиница рядом с домом Макара, консервный завод и аэропорт был построен, не то чтобы для "конкордов", но "кукурузники" были довольны. А дед Макар не забывал китобоев. Да и многие предприятия целенаправленно отгружали свою продукцию с указанием на этикетках "Для китобоев", "Для полярников", "Для крайнего севера"…. Одесский канатный завод отправлял в рейс своего технолога, чтобы изучить в каких условиях и при каких нагрузках работает капроновый канат при нагрузках и рывках загарпуненного кита. Позже я познакомился ближе с семьей Посмитных. Колоритная украинская семья. Дед Макар и баба Параска давно почивают. Мало прожил и сын деда Макара - Иван с женой Наташей, чуть больше пятидесяти и ушли друг за другом. При их жизни, много лет назад, мне пришлось быть сватом моего друга и однокашника по мореходке Ивана Вайло, китобоя, рыбака - капитана дальнего плавания. Я просил руки у Лены - дочери дяди Вани и тети Наташи, внучки деда Макара для своего друга. Свадьбу гуляла вся деревня - от малого до старого. В гостинице на первом этаже огромный зал человек на двести заполнен до отказа. На столах - все и… больше. Второй этаж - номера для гостей из Одессы по линии жениха: я с женой Татьяной и восьмимесячным сыном Сашей - сейчас капитаном дальнего плавания, командиром большого балкера, к сожалению иностранного. Семья Игоря Ломакина - капитана дальнего плавания (земля ему пухом - рано уходят капитаны…). Одесситы под градус и хороший закусь в три часа ночи решили раскинуть "Пулю" так, что и жены не могли "укласть" своих мужей. До сих пор мы дружим с Иваном и Леной, редко встречаемся, но справляемся о здоровье, делах детей. Дай бог им счастья.
Миша Ушаков, как и все радисты - глаза и уши экипажа доложил капитану, затем включил последние новости по судовой трансляции, из которых мы узнали о выходе китобазы "Слава" в очередной рейс. Значит не долго нам ждать в Средиземке "мамашу". Миша со своей женой Верой и ее мамой через пару лет, как и многие китобои, построил кооперативную квартиру в Стрелецкой бухте, против универмага и переехал с Краснодарского края в Севастополь.
Эгейское море.
Благодатный кусочек земного шара. Около двух тысяч островов с живописной природой и субтропическим климатом. Место древнегреческой и византийской цивилизации. Миллионы страниц убористого текста не смогут вместить всю историю райского кусочка земли. Довольствуемся тем, что дошло до нас.
Подошли к мысу Малея или Святого Ангела. Средневековое итальянское название Capo S.Angelo. Коварный участок пути для мореплавателей, где меняется ветер, течение и в любую минуту может налететь шквал, где круто корабли должны менять свой курс. Древняя греческая пословица говорит:
-"Огибая Малею - забудь о доме".
Крутой спуск, поросший зарослями кустарников, ухожена тропа со ступеньками на подъемах от берега до монастыря и дальше вокруг мыса на северную сторону полуострова. Несколько маленьких строений, чисто побеленных, обнесенных не высоким забором ютились под крутой стеной. Среди них часовня, длинное одноэтажное здание и несколько маленьких, похожих на кельи.
Это женский монастырь - жен погибших моряков. В этой уютной обители жены моряков, погибших в море, находили свое пристанище и покой в молитвах, страданиях, сохраняя верность своим любимым.
Все суда любой национальности и флага, в любое время дня и ночи, проходя мимо женского монастыря мыса Малея, дают продолжительный гудок, выражая благодарность за женскую верность, которая всегда, но не у всех была, есть и, надеюсь, будет….
История первого моего штурманского рейса 1963-64 годов и встреча с "Бугелем" имела продолжение в 1987 году, через 24 года. Тогда я был капитан-директором ТР "Черное море".
В день выхода судна в рейс из Севастополя вызывает меня начальник управления "Югрыбхолодфлот" Евгений Алексеевич Алисов. Поздоровался, как всегда, выйдя из-за стола, на этот раз, не пригласив сесть, сказал:
- Внизу машина. Садись и в Главк, в первый отдел. Не знаю чего, но там есть какое-то задание.
Спустился я, сел в машину и всякую думу думаю. Улица Людмилы Павлюченко, 1. Главное управление "Азчеррыба". Захожу в первый отдел. Как положено:
- Разрешите. В небольшом кабинете сидят несколько человек. Начальник поздоровался за руку. - Это Владимир Григорьевич и Валентин Иванович, а Геннадия Степановича вы знаете.
Геннадий Степанович Рассказов - куратор судов "Югрефтрансфлота" по линии госбезопасности. Буквально несколько часов назад я с ним разговаривал на 11-м причале в Севморрыбпорту, возле его светло-коричневого "Жигуля". Он на борту моего "Черного моря", как и все его коллеги, проводил свою работу перед рейсом, а я по своим делам направлялся в "управу".
А сейчас? В голову всякие мысли. Нарушение границы, контрабанда …?
Хотя на красивом лице с правильными чертами, как у Штирлица, Геннадия Степановича я увидел добрую улыбку, как бы жестом и кивком головы дал понять - все нормально.
- Сергей Григорьевич, после таможенных, карантинных формальностей и закрытия границы, выхода из Камышовой, станете на якорь. Сказал начальник и продолжил:
- К борту подойдет пограничный катер, примите на борт Владимир Григорьевича и Валентина Ивановича, получите от них пакет, и будете действовать в соответствии с инструкциями. Несколько минут общих разговоров. Владимир Григорьевич и Валентин Иванович поднялись, подали мне руку в знак знакомства. Сразу видно служивые. С остальными распростившись, поблагодарив за пожелания хорошего рейса, я вышел из Главка, сел в машину и - в порт.
Три дня перехода от Севастополя до мыса Малея, немного дальше на юго-запад острова Китира, для меня останутся в памяти на всю жизнь. Советская власть растила и гордилась своими кадрами. Да, в период ее становления было много проходимцев, но столько в период большого распада, да за такое короткое время …? Грибам надо "поучиться". Да, лесным. А настоящие патриоты победили "фашистскую чуму": строили "Днепрогэс", "Магнитку", БАМ, осваивали Арктику, Антарктику и Космос.
Владимир Степанович по фамилии Егоров оказался вновь назначенным командующим Обьединенной Средиземноморской эскадрой, а Валентин Иванович Степанов - его замполитом. Через некоторое время Владимир Степанович Егоров стал полным адмиралом - командующим Балтийским флотом, губернатором Калининградской областью, а Геннадий Степанович Рассказов генерал-майором в Севастополе.
Я горжусь, что имел счастье быть знакомым лично с людьми такого ранга. Не зря, видимо, одну из медалей я имею от Пограничной службы СССР.
Мортрансфлот - главный офис в Калининграде и филиала в Одессе - Одесстрансфлот, в котором я работал. Одесстрансфлот принял из новостроя Николаевского судостроительного завода им. 61 Коммунара 18 судов типа 50 лет СССР, построенных за одиннадцать лет. Крупнейшие в мире рефрижераторные суда 20-ти тысячники. Каждые два года - три судна размером 172 м. х 23 м. водоизмещением 19 тыс. 600 тн. - и это не самый крупный судостроительный завод Украины, который имел основной заказ по строительству крупнотоннажных военных кораблей первого ранга. Рядом еще крупнее судостроительные заводы Черноморский, Океан и сотни сопутствующих производств…. Это я к тому, какой же потенциал был судостроения в Советском Союзе только на юге! А верфи Ленинграда, крупнейший в мире док в Росляково севернее Мурманска, корабелы ДВК….
Я работал капитан-директором ТР "50 лет СССР" по оперативному заданию на Дальнем Востоке - это был резервный флот Минрыбхоза СССР и нам, капитанам команды поступали непосредственно из Управления флота и портов, которым руководил Мещеряков Георгий Васильевич, а оперативное руководство было от эксплуатационных служб Главков на которые мы работали, в частности я подчинялся, на то время, непосредственно Москальцову Юрию Ивановичу - ВРПО "Дальрыба.
Отвлекся, но еще пару минут.
Владивосток, разгар лета, 30 градусов, в недавно построенном музыкальном фонтане дети купаются…. Электрички в Садгород переполнены до отказа…. Выгрузка в порту укрупненной бригадой Сергеева (у меня был договор - первые шаги к капитализму, коефициенты трудового участия и т.д.) не менее две тысячи тон. рыбопродукции в сутки. С самого утра на борт судна заявился портнадзиратель и предупредил, что в порту будет большое начальство с министерства, мол, приготовьтесь. Понятно. Я надел летнюю форму: рубашку с погонами, белые брюки и белые обычные кожаные туфли. Пришел час "пик". У трапов всех судов, стоящих вдоль причала Владивостокского порта, капитаны, первые помощники на вытяжку, под козырек докладывают "свите". Смотрю в "свите" Москальцов, с которым уже десятки раз общались по ежедневным радио-диспетчерским в море и, почти, ежедневно в Главке на выгрузке, Чуряев, капитан порта и Мещеряков Г.В. От трапа, где "свита" принимала доклад, в сторону моего судна резко направился Юрий Леонидович Чуряев. Теперь я понимаю - обеспечивающий…. Подойдя, не здороваясь:
- Где фуражка? Почему в белых тапочках? Фуражки не было, а насчет тапочек можно было поспорить. Но поздно.
Свита приближается. Георгий Васильевич (между собой капитаны - мортрансфлотовцы его называли Гога) не дожидаясь доклада, распростер две руки:
- О! Востоковец! Идем в гости. "Свита" за мной потянулась вверх по трапу, хотя на борт других судов не поднималась.
Двумя годами назад я встречался с Георгием Васильевичем в том же Владивостоке, будучи капитан-дублером флотилии "Восток" в "Дальморепродукте" у Вайнера, когда договаривались о поставке на РПБ "кавасаки" - ботов для перевозки рыбы от СРТМ-ов на базу и размышляли о перспективе работы флотилии на ивасях.
После, я часто бывал в "Дальрыбе" и многие смеялись, по-дружески показывали на обувь. Быстро, буквально на следующий день, дошел слух про "тапочки".
Ушел я от темы. Будет время, напишу о незабываемом Дальнем Востоке, который один раз увидишь и на всю жизнь полюбишь.
В этом году 2012-м, на промысле в БМЭ, при исполнении обязанностей командира траулера, умер мой родной племянник - капитан-директор Чепижко Анатолий Валентинович, который на 10 лет позже, в 1972 году закончил мою же Одесскую "рыбку" и проработал в Находкинской Базе Активного Морского Рыболовства с 1972 года до конца своих дней. 40 лет !!!
Земля ему пухом!
Миль за двадцать до острова Китира Александр Федорович по УКВ "Акация", в то время это была спецсвязь гражданских судов с военными, вызвал "Бугель" и получил указание лечь в дрейф за пределами тервод и ждать дальнейших распоряжений. База должна подойти в этот район через двое суток. Время есть. Погода хорошая. Днем на полный ход работа по подготовке судна к промыслу.
Старпом и гарпунер с самого утра, согласовав с капитаном, сколотили бригаду из пяти человек. Пом. гарпунера, боцман, марсовый и рулевой матрос и матрос второго класса занялись укладкой линей в амортизационном отсеке. Там были специальные квадратные выгородкисо съемными досками примерно четыре на четыре метра с правого и левого борта под лебедками с рыбинами на палубе, которые назывались тросовыми ящиками. В эти ящики очень аккуратно укладывалось по пять-шесть бухт длиной 220 метров 120-милиметрового капронового конца. Если плохо его уложить, то при вытравливании конец сам себя может подрезать и заклинить на выходе, тогда под огромным натяжение кита неизбежно произойдет обрыв. Значит потеря кита и самого капронового конца. Машинная команда занялась ревизией главных двигателей и генераторов после трехсуточного перехода. Миша Ушаков проверял антенное хозяйство - крепление стальных оттяжек на "утках" и дополнительно клетневал шкимушгаром. Антон Линец - повар наводил порядок на ботдэке, там еще часть картошки и овощей не были уложены в деревянные лари, крепил бочки с селедкой и солениями к леерам. Всем была работа. К концу дня "Бугель" сообщил, что ожидается ухудшение погоды. Приближается с запада традиционный осенний средиземноморской циклон. По оперативному заданию в темное время суток мы должны с ним отработать задачу ГС - 1 и ГС - 2. Часа за три отработку закончили, скорее всего - "надоели друг - другу". Но галочки проставили и в судовой журнал произвели запись. А в самом то деле относились мы, гражданские моряки, на полном серьезе. Не зря в "Антарктике" второй отдел имел в штате контр-адмирала, Героя Советского Союза Пахальчука Федора Ефремовича, капитана 1-го ранга Иванова Виктора Ивановича - светлая память им. Я близко познакомился с Виктором Ивановичем, когда был помощником капитан-директора к/б "Советская Украина". Неоднократно он к концу рейса танкером или рефрижератором прибывал на борт базы для отработки практических задач по ВМП. Федор Ефремович уйдя из рядов срочной службы ВМФ не ушел на отдых, а продолжил служить Родине, обучая и наставляя моряков "Антарктики". Контр-адмирал Пахальчук Ф.Е. участник финской войны, в Великую Отечественную командовал дивизионом тральщиков, где в 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, награжден многими орденами и медалями в т.ч. Королевским орденом Британской империи в 1943 году.
Нет комментариев