В Средние века теологи полагали, что земной рай не был смыт потопом, но уцелел и где-то продолжает существовать. Экземпляры экзотической флоры, привозимые первооткрывателями из Нового Света и Индии, поначалу воспринимались как подтверждение этих чаяний, но к концу XVI в. стало понятно, что этим упованиям не суждено сбыться.Как бы то ни было, во времена Средневековья реальный земной сад считался образом небесного рая. Сады разбивались при монастырях, позднее в замках; цветоводство стало важным занятием монахов. И в церковном, и в светском саду центральное место отводилось растениям, проникнутым христианской символикой. В первую очередь это были розы и лилии — цветы, посвященные Деве Марии. Роза, цветущая среди шипов, уподоблялась Деве, родившейся и жившей среди грешников. Немецкие живописцы в эпоху интернациональной готики изображали Мадонну с младенцем в розовом саду или в беседке, увитой розами. Этот маленький розовый сад символизировал рай, который обретало человечество через крестную жертву Богочеловека, рожденного Девой. Образ “огражденного сада”, символизировавший непорочность Марии, розы, как и многие другие метафоры, связанные с Марией и Христом, были заимствованы из “Песни песней” Соломона. Под пером святых отцов этот шедевр любовной лирики превратился в выражение пылкого религиозного чувства и был истолкован в терминах христианской символики. Не случайно связано с розами и название четок в европейских языках (rosary, le rosaire). По старинной средневековой легенде, сама Мария собрала бутоны роз, слетавшие с губ молодого монаха, когда он вновь и вновь повторял молитву в честь Святой Девы, и сплела из них гирлянду, которой и увенчала свою голову. Сочинение немецкого доминиканского монаха 1470-х гг., прописавшего введение в обиход четок и установление поклонения святому Доминику, способствовало популярности праздника четок. На этот довольно редкий в живописи сюжет — прославление праздника четок — написана картина А. Дюрера “Мадонна четок”, в которой множество маленьких ангелов-путти держат розовые венки и увенчивают ими сидящую на троне Мадонну. В Италии распространение получила иконография “Santa Maria della Rosa (Мадонна с розой)”, и один из самых запоминающихся образов, отмеченный аристократической элегантностью и холодностью, присущей искусству маньеристов XVI в., принадлежит кисти Пармиджанино.
Комментарии 17
В Средние века теологи полагали, что земной рай не был смыт потопом, но уцелел и где-то продолжает существовать. Экземпляры экзотической флоры, привозимые первооткрывателями из Нового Света и Индии, поначалу воспринимались как подтверждение этих чаяний, но к концу XVI в. стало понятно, что этим упованиям не суждено сбыться.
Как бы то ни было, во времена Средневековья реальный земной сад считался образом небесного рая. Сады разбивались при монастырях, позднее в замках; цветоводство стало важным занятием монахов. И в церковном, и в светском саду центральное место отводилось растениям, проникнутым христианской символикой. В первую очередь это были розы и лилии — цветы, посвященные Деве Марии. Роза, цветущая среди шипов, уподоблялась Деве, родившейся и жившей среди грешников.
Немецкие живописцы в эпоху интернациональной готики изображали Мадонну с младенцем в
...ЕщёВ Средние века теологи полагали, что земной рай не был смыт потопом, но уцелел и где-то продолжает существовать. Экземпляры экзотической флоры, привозимые первооткрывателями из Нового Света и Индии, поначалу воспринимались как подтверждение этих чаяний, но к концу XVI в. стало понятно, что этим упованиям не суждено сбыться.
Как бы то ни было, во времена Средневековья реальный земной сад считался образом небесного рая. Сады разбивались при монастырях, позднее в замках; цветоводство стало важным занятием монахов. И в церковном, и в светском саду центральное место отводилось растениям, проникнутым христианской символикой. В первую очередь это были розы и лилии — цветы, посвященные Деве Марии. Роза, цветущая среди шипов, уподоблялась Деве, родившейся и жившей среди грешников.
Немецкие живописцы в эпоху интернациональной готики изображали Мадонну с младенцем в розовом саду или в беседке, увитой розами. Этот маленький розовый сад символизировал рай, который обретало человечество через крестную жертву Богочеловека, рожденного Девой. Образ “огражденного сада”, символизировавший непорочность Марии, розы, как и многие другие метафоры, связанные с Марией и Христом, были заимствованы из “Песни песней” Соломона. Под пером святых отцов этот шедевр любовной лирики превратился в выражение пылкого религиозного чувства и был истолкован в терминах христианской символики. Не случайно связано с розами и название четок в европейских языках (rosary, le rosaire). По старинной средневековой легенде, сама Мария собрала бутоны роз, слетавшие с губ молодого монаха, когда он вновь и вновь повторял молитву в честь Святой Девы, и сплела из них гирлянду, которой и увенчала свою голову.
Сочинение немецкого доминиканского монаха 1470-х гг., прописавшего введение в обиход четок и установление поклонения святому Доминику, способствовало популярности праздника четок. На этот довольно редкий в живописи сюжет — прославление праздника четок — написана картина А. Дюрера “Мадонна четок”, в которой множество маленьких ангелов-путти держат розовые венки и увенчивают ими сидящую на троне Мадонну. В Италии распространение получила иконография “Santa Maria della Rosa (Мадонна с розой)”, и один из самых запоминающихся образов, отмеченный аристократической элегантностью и холодностью, присущей искусству маньеристов XVI в., принадлежит кисти Пармиджанино.
Беседка из роз в христианской символике является символом рая.
Настроение картины Стефана Лохнера проникнуто утонченным лиризмом и трогательностью. Нежные легкие краски придают сюжету особую легкость, золотой фон подчеркивает торжественность происходящего и вместе с тем создает определенную иллюзорность. Это впечатление усиливается за счет орнаментальности в изображении цветов. В центре композиции - Мадонна, это совсем еще юная девушка, прекрасен ее облик, в нем скрыта материнская любовь и нежность, задумчивый взгляд обращен к младенцу. Золотистые пряди волос красиво обрамлябт лицо Мадонны, мягко ниспадая на плечи, вторят плавным линиям силуэта. Складки одеяния Божьей Матери, ...Ещё"Мадонна в беседке из роз" (Кельн, музей Валь-раф-Рихарц) - последнее произведение художника, в котором его идеалы сочетаются с кельнской традицией.
Беседка из роз в христианской символике является символом рая.
Настроение картины Стефана Лохнера проникнуто утонченным лиризмом и трогательностью. Нежные легкие краски придают сюжету особую легкость, золотой фон подчеркивает торжественность происходящего и вместе с тем создает определенную иллюзорность. Это впечатление усиливается за счет орнаментальности в изображении цветов. В центре композиции - Мадонна, это совсем еще юная девушка, прекрасен ее облик, в нем скрыта материнская любовь и нежность, задумчивый взгляд обращен к младенцу. Золотистые пряди волос красиво обрамлябт лицо Мадонны, мягко ниспадая на плечи, вторят плавным линиям силуэта. Складки одеяния Божьей Матери, подчеркнутые игрой света и тени, образуют причудливые волны. Обращаясь к итальянскому Ренессансу мастер создает симметричную и уравновешенную композицию - по обеим сторонам от центральной фигуры - равное количество ангелочков, венчает картину - Творец с голубем (символ Святого духа). Ангелочки, эти жизнерадостные, беззаботные детишки, играя на музыкальных инструментах, придают картине особое ощущение светлого праздника. Мы будто бы слышим их чудесные мелодии, ощущаем благоухание цветущих роз и сердце наполняется чувством возвышенной радости
Всё изображенное на картине имеет определенное символическое значение. Так, колючки розовых кустов олицетворяют шипы на терновом венце Иисуса, а собственно красная роза (мистическая роза) является традиционным цветком Девы Марии: в псалмах Богоматерь часто уподобляется розовому саду или цветку. Розы на картине Шонгауэра несут двойной символический смысл: во-первых, это символ любви и сострадания, а также пролитой мучениками крови; во-вторых, с пурпурными дамасскими розами связана следующая легенда: это восточный цветок, который — вместе с обломком истинного креста, на котором был распят Христос, — привез с собой в Провен из
...ЕщёВсё изображенное на картине имеет определенное символическое значение. Так, колючки розовых кустов олицетворяют шипы на терновом венце Иисуса, а собственно красная роза (мистическая роза) является традиционным цветком Девы Марии: в псалмах Богоматерь часто уподобляется розовому саду или цветку. Розы на картине Шонгауэра несут двойной символический смысл: во-первых, это символ любви и сострадания, а также пролитой мучениками крови; во-вторых, с пурпурными дамасскими розами связана следующая легенда: это восточный цветок, который — вместе с обломком истинного креста, на котором был распят Христос, — привез с собой в Провен из Седьмого крестового похода знаменитый «принц труверов» граф Шампанский и король Наваррский Тибо.
Пион - это «роза Троицы», роза без шипов. В средние века пиону приписывались сильнейшие целебные и чудодейственные свойства: в частности, способность вылечивать психические заболевания и отводить злые заговоры.
Акварельный этюд пионов для картины «Мадонна в беседке из роз» был выполнен Шонгауэром примерно в 1472 году. Как уже говорилось, при посещении Кольмара в 1491 году Дюрер уже не застал художника в живых. Однако известно, что он получил в подарок от его братьев несколько рисунков Шонгауэра, в том числе и этот набросок. Искусствоведы отмечают, что в дюреровских опытах с цветами (имеются в виду рисунки Дюрера начала 1500-х годов) явно прослеживается его знакомство с этюдами Шонгауэра.