Недавно стало известно о том, что думают о российской палубной авиации в США. Если коротко, то нам рекомендуется сдать единственный наш ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в утиль и навсегда распрощаться с авианосными амбициями, употребив высвободившиеся средства на строительство АПЛ типа «Ясень» или же нескольких малых ракетных кораблей.
Причем рекомендации эти звучат не от журналистов-аналитиков какого-нибудь издания, о котором и в самом США никто не слышал, а от весьма уважаемых профессионалов: эксперта Военно-морского института США Ричарда Мосса и командующего ВМС США Райана Веста.
Что же, позиция понятная. Но интересно для разнообразия посмотреть, что в Америке думают о перспективах развития собственных авианосных сил. Тем более что там в последние годы наблюдается определенное оживление в части концепции авианосцестроения.
Немного истории
Долгое время в американском флоте все было более-менее просто и понятно. Опыт Второй мировой войны привел американцев к идее суперавианосца максимально крупных размеров, так как именно такой корабль создавал наилучшие условия для действий собственного авиакрыла. Именно так появился «Мидуэй», заложенный 27 октября 1943 г. и имевший стандартное водоизмещение — 47219 т.
Новый авианосец был лишь немногим меньше самых современных на тот момент американских линкоров типа «Айова» и являлся одним из крупнейших боевых кораблей мира. Разумеется, в США строили и малые авианосцы, назначение которых хорошо понятно из их же названия: «эскортные». Эти корабли предназначались не для морских сражений, а для сопровождения караванов транспортных или десантных судов, противолодочной обороны и решения прочих, безусловно, важных, но вторичных с точки зрения завоевания господства на море задач.
Затем, после завершения войны и начала серийного производства атомного оружия, возникла мысль о том, что авианосцы как средство войны полностью устарели. Американские адмиралы с этим были категорически не согласны, а потому авианосцы США еще более возросли в размерах: во-первых, для того, чтобы обеспечить базирование реактивной авиации, ибо пришла ее эра, а во-вторых, чтобы нести самолеты, способные использовать атомное оружие.
В результате первые серийные авианосцы послевоенной постройки типа «Форрестол» имели уже свыше 61 тыс. т. стандартного водоизмещения, и оно в дальнейшем только росло. А там уже подоспела и ядерная энергетика. Конечно, применение последней на кораблях и судах вызывало и по сию пору вызывает известные споры, но, по большому счету для трех классов кораблей: авианосцев, подводных лодок и ледоколов их полезность всерьез никогда не оспаривалась.
Кроме того, боевые самолеты увеличивались в размерах не по дням, а по часам, и неудивительно, что водоизмещение американских авианосцев в конце концов превысило отметку в 100 000 т.
Тем не менее, американцев это совершенно не смущало. В их послевоенных концепциях ВВС всегда играли первую скрипку, особую роль, господство в воздухе почиталось ими абсолютно необходимой предпосылкой для победы в войне. Совершенно неудивительно, что с таким подходом, да еще имея богатейший опыт авианосной войны на Тихом океане, американские адмиралы совершенно уверены в том, что именно авиации принадлежит приоритет в вооруженной борьбе на море. Именно авиация, по их мнению, должна завоевывать господство в воздухе, уничтожать корабельные группировки противника, играть важнейшую роль в противолодочной обороне соединений, наносить удары по берегу и т.д. и т.п
Таким образом, рост размеров и стоимости авианосцев не мог смутить командование ВМС – очевидно, что они полагали преступным экономить на ключевой системе морских вооружений. А кроме того, да простится автору эта банальность, Америка – богатая страна, и могла себе позволить многое.
Однако затем произошло неизбежное. Существует один весьма интересный экономический закон, широко известный как «Правило Парето», который гласит: «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». Иными словами, по достижении определенного уровня, обеспечить прирост боевых качеств авианосца становится все дороже и дороже, и на каком-то этапе, попросту говоря, овчинка перестает стоить выделки.
По личному мнению автора настоящей статьи, американцы либо достигли идеала, либо чрезвычайно приблизились к нему в проекте авианосцев типа «Нимиц» — очень дорогих, но, при этом и чрезвычайно эффективных авианесущих кораблях. Но время шло, проект этот постепенно устаревал морально, появились новые технологии, и ВМС США захотели получить авианосец нового проекта. Так был дан старт разработке корабля типа «Джералд. Р. Форд».
В сущности, этот корабль рассматривался как «усовершенствованный «Нимиц»», а основных направлений совершенствования было три:
Переход с паровых на электромагнитные катапульты, последние значительно комфортнее, и лучше сохраняют как здоровье летчиков, так и ресурс авиатехники.
Увеличение среднего количества самолето-вылетов в сутки со 140 до 160 при сохранении той же численности авиагруппы.
Снижение численности экипажа за счет автоматизации: предполагалось, что это снизит эксплуатационные расходы корабля.
Кроме того, естественно, «Джералд. Р. Форд» должен был получить самые современные технологии: такие, например, как новые реакторы, не требующие перезарядки активной зоны за весь срок службы авианосца, применение стелс-технологий и т.д. и т.п.
И как успехи?
Что у американцев получилось в результате? Судить пока преждевременно, потому что «Джералд Р. Форд» получился очень «сырым» и никак не может сладить с многочисленными «детскими болезнями», в том числе в таких важнейших системах, как электромагнитные катапульты. Справится ли он с ними, или же недостатки приобретут хронический характер – покажет будущее. Но вот чего совершенно невозможно отрицать – авианосец получился дорогим. Очень дорогим.
Конечно, американский военный бюджет титаничен, в 2018 г. военные расходы дяди Сэма составили 36% мировых военных расходов. Но нужно понимать, что и затраты у американцев тоже огромны – их ВПК давно уже не отличается умеренностью аппетитов. И потому ценник атомных авианосцев новейшего проекта способен вогнать в тоску даже сенаторов Соединенных Штатов Америки.
Первоначально планировалось уложиться в 10,5 млрд. долл., причем – только для головного корабля, на который в США традиционно «складываются» затраты на его разработку, в то время как стоимость серийного должна была находиться на уровне 8 млрд. долл. Однако по факту расходы на создание «Джералда Р. Форда» перевалили за 13 млрд., долл., а ряд систем все еще не желает работать как надо. Разумеется, в этих условиях, кто-то обязательно должен был предложить строить авианосцы «размерами поменее, ценою подешевле», и это произошло.
С некоторых пор и в Конгрессе, и в Минобороны США так или иначе обсуждается концепция LAC, то бишь Light Aircraft Carrier, что в переводе на русский означает «Легкий авианосец». Насколько известно автору, под словом «легкий» американцы понимают авианосцы менее 70 000 т. стандартного водоизмещения.
В 2017 г. поддал жару скандально известный, жутко одиозный и ныне покойный американский сенатор Джон Маккейн: он предложил в период до 2022 г. свернуть программы строительства универсальных десантных кораблей в пользу легких авианосцев, которые должны будут дополнять имеющиеся тяжелые.
Кроме Маккейна, за легкие авианосцы высказался НИИ центра бюджетного и стратегического анализа (Center for Budgetary and Strategic Analysis) в своем докладе «Восстановление американской морской мощи» (Restoring American Seapower), сделанном в январе 2017 г. В последнем предлагалось строить авианесущие корабли водоизмещением в 40-60 тыс. т. с обычной, неатомной энергетической установкой, чья авиагруппа будет составлять примерно 40 самолетов и вертолетов, то есть, грубо, половину авиакрыла суперавианосца.
Зачем ВМС США легкие авианосцы?
Логика сторонников легких авианосцев такова: есть ряд задач для носителей палубной авиации, для выполнения которых возможности атомных суперавианосцев избыточны. В числе таких задач упоминаются:
1. Участие в боевых операциях низкой интенсивности.
2. Непосредственное охранение амфибийных и ударных корабельных групп.
3. Сопровождение конвоев.
4. Проекция силы и демонстрация флага.
Соответственно, можно решать их легкими авианосцами, используя тяжелые лишь там, где это действительно нужно.
Надо сказать, что происходящее в 2017 г. и сейчас не ново в истории ВМС США. На рубеже 70-х годов небезызвестный адмирал Э. Замволт, в честь которого впоследствии был поименован новейший американский эсминец, также обратил внимание на высокую стоимость атомных авианосцев и, соответственно, сравнительно небольшое их количество в составе флота, не позволяющее контролировать океанские просторы.
Предложения Э.Замволта дали жизнь концепции Sea Control Ship (SCS), то бишь корабля контроля моря. В первоначальном варианте он представлял собой малый авианесущий корабль водоизмещением всего лишь в 13 000 т, скоростью 26 уз., экипажем в 700 человек и авиагруппой из 17 летательных аппаратов, в том числе 11 противолодочных вертолетов, 3 вертолетов ДРЛО и 3 истребителей вертикального и укороченного взлета и посадки. Предполагалось, что, отказавшись от одного атомного «супера» можно будет на сэкономленные деньги построить восемь SCS.
Концепция SCS показалась интересной, так что американцы даже переоборудовали один из своих десантных вертолетоносцев («Гуам») в носителя «Харриеров» и противолодочных вертолетов. В дальнейшем, идея эволюционировала в корабль около 30 тыс. тонн. со скоростью в 30 узлов и авиагруппой из 26 летательных аппаратов включая 4 истребителя СВВП, но он показался неоптимальным по критерию «стоимость-эффективность».
В итоге концепция постепенно сошла на нет, хотя в американской печати долгое время еще появлялись статьи на тему, что SCS с водоизмещением до 40 тыс. т., неатомной энергетической установкой и с самолетами СВВП – это будущее авианесущих кораблей. Однако есть стойкое ощущение, что делалось это с одной единственной целью – убедить СССР, который тогда как раз и занялся строительством ТАВКР типа «Киев», что, мол, «верной дорогой идете, товарищи!»
А в американском флоте все свелось лишь к тому, что универсальные десантные корабли получили возможность нести СВВП и противолодочные вертолеты. Обычно в интернет-публикациях этот факт подается как признание концепции SCS, но у автора настоящей статьи есть большие сомнения по этому поводу. Дело в том, что подобные новации повышают ПЛО десантных корабельных групп и дают возможность американской морской пехоте лучше использовать СВВП, находящиеся в ее распоряжении. То есть подобные шаги лишь увеличивают возможности амфибийных соединений и не претендуют ни на какой «контроль над морем».
Иными словами, какой-то реальный шаг в сторону концепции легких авианесущих кораблей в США был сделан очень давно, и на этом все встало. Однако же в июне 2017 г. бюджетное управление Конгресса США (Congressional Budget Office) внесло поправку, предусматривающую выделение в 2018 г. 30 млн. долл. на разработку первоначальной концепции легкого авианосца. Иными словами, от досужей болтовни американцы переходят к делу.
Нет комментариев