На фото - БЛА IAI Heron 1 класса MALE эксплуатируется в нескольких флотах, выполняя задачи морского наблюдения. На фото — беспилотник с характерным подфюзеляжным обтекателем, в котором размещается обзорная РЛС
Платформы класса MALE
Как и в случае с пилотируемыми патрульными самолётами береговой авиации, способность преодолевать большие расстояния и барражировать продолжительные время является важным качеством адаптируемых для подобных задач многоцелевых БАК класса MALE. Разработчики определили также и другие желаемые характеристики, включая большую грузоподъемность, позволяющую нести одновременно системы дальней связи и бортовую аппаратуру различного типа.
Израильская компания Elbit Systems продвигает специально сконфигурированный для морских задач вариант своего БЛА Hermes 900 MALE, который эксплуатируется, по меньшей мере, восемью операторами. Летательный аппарат, в основном задействуемый в операциях наземного наблюдения, способен принять целевые нагрузки как собственной разработки, так и третьих сторон.
По данным компании, Hermes 900 с максимальным взлетным весом примерно 1180 кг и размахом крыла 15 метров может принять до 350 кг целевого оборудования, включая 250 кг во внутреннем отсеке длиной 2,5 метра. В морской конфигурации летательный аппарат может оснащаться специализированной морской обзорной РЛС, системой автоматической идентификации и стабилизированной оптико-электронной/инфракрасной сенсорной системой и средствами радиоэлектронной борьбы и разведки.
В компании Elbit Systems отметили, что ее универсальная наземная станция контроля может предложить режим одновременного контроля двух БЛА с использованием двух избыточных каналов передачи данных. В компании утверждают, что это положительно влияет на коэффициент использования системы, экономит людские ресурсы и эксплуатационные расходы. Беспилотник также выигрывает от интеграции системы дальней загоризонтной связи на базе спутникового канала и интеграции морской автоматизированной системы управления собственной разработки Elbit System.
Хаджи Тополански из компании Elbit Systems сообщил:
«Хотя Hermes 900 взлетает и садится только на землю, контроль самого БЛА и работы его сенсоров может быть интегрирован в корабельную систему боевого управления. Это позволяет кораблям получать от БЛА разведывательную информацию в реальном времени и использовать ее по своему усмотрению».
С апреля 2019 года по запросу Европейского агентства по безопасности на море беспилотники Hermes 900 стали использоваться для патрулирования морских районов. Исландия стала первой страной, воспользовавшейся этой услугой. По данным Elbit Systems, исландские морские власти определили местом базирования Hermes 900 восточный аэропорт Эгильсстадир, с которого он может покрыть более половины ИЭЗ страны. Этот аппарат также был доработан, чтобы выдерживать свойственные Северной Атлантике сильные ветра и ледовые условия.
«Очевидно, что морской БЛА самолетного типа, действующий с береговой базы и управляемый с наземной станции, должен иметь другие эксплуатационные качества и целевую нагрузку, чем система наблюдения за сушей. В частности, потребность в разведке обширных районов определяет интеграцию мощного многорежимного радара с формированием изображений для обнаружения и классификации объектов на больших дальностях и ОЭ/ИК системы с высоким разрешением дальнего действия для положительной идентификации и получения изображений»,
— пояснил Тополански.
«Кроме того, в морские БАК интегрируются каналы передачи данных в прямой видимости и спутниковый канал для загоризонтной связи. Тот факт, что морскому беспилотнику порой необходимо снижаться для положительной идентификации объектов с помощью своей станции видовой разведки и лететь ниже радиочастотного горизонта, повышает значение широкополосного загоризонтного канала».
Тем временем Israel Aerospace Industries (IAI) поставила морские варианты своего БЛА Heron 1 MALE индийскому и израильскому флотам.
Разработанный ее подразделением Malat Division беспилотник Heron 1 имеет взлетную массу 1100 кг и грузоподъемность до 250 кг. Его стандартная целевая нагрузка — это устанавливаемая в носовой части оптико-электронная станция Multi-mission Optronic Stabilised Payload от IAI Tamam, в состав которой входят телекамера высокого разрешения, инфракрасная камера и лазерный указатель/дальномер.
Согласно данным компании, воздушное судно оснащено четырехтактным двигателем Rotax 914 объемом 1,211 см3, вращающим двухлопастный толкающий винт с изменяемым шагом, который развивает до 100 л.с. максимальной длительной мощности на высотах до 4500 метров. Это позволяет барражировать на скорости 60-80 узлов и достичь максимальной скорости до 140 узлов при продолжительности полета до 45 часов в зависимости от носимой нагрузки. Канал передачи данных в прямой видимости в мобильном или стационарном варианте обеспечивает управление в радиусе около 250 км, хотя при установке комплекта спутниковой связи дальность действия увеличивается до 1000 км.
Инженеры компании IAI отмечают, что Heron 1 имеет два внутренних грузовых отсека общим объемом до 800 литров — носовой и центральный отсеки объемом соответственно 155 и 645 литров.
Расстояние от низшей точки фюзеляжа до земли составляет 60 см, что позволяет оборудовать аппарат внешними целевыми нагрузками, тогда как бортовая выработка электроэнергии до 10 кВт дает платформе потенциал для модернизаций, а также позволяет устанавливать мощные системы, например, РЛС наблюдения за морским пространством IAI Elta EL/M-2022U или модульную обзорную РЛС разведки наземных движущихся целей EL/M-2055.
По данным справочника Jane's C4ISR & Mission Systems — Air, радар морского наблюдения EL/M-2022 может отслеживать различные цели на дальностях до 200 морских миль. При использовании в режиме радиолокации с инверсным синтезированием апертуры радар способен захватывать подозрительные объекты и определять их тип.
Кроме стандартной станции видовой разведки и морского радара, морской Heron 1 может также нести системы радиотехнической разведки, например, системы IAI Elta ELK-7071 или ELK-7065. Типичный цикл обнаружения и идентификации подозрительных надводных объектов начинается с обнаружения цели, после чего включаются системы радиотехнической разведки для определения направления и принадлежности объекта посредством системы автоматической идентификации, затем во время последующего сближения используется станция видовой разведки для визуальной проверки.
Нет комментариев