Ответить на вопрос, как будут люди одеваться через сто лет, проще простого.
Рассказывают, будто Петр I, желая проверить находчивость одного из приближенных, спросил: «Сколько песчинок в море?». Тот без смущения ответил: «Сто сорок тысяч миллионов девятьсот восемьдесят две штуки». «А не врешь?» - усомнился царь. - «Извольте сами пересчитать!».
Аналогично можно рассуждать и о модах XXII века: извольте проверить, сбудется ли!
Но в действительности, с некоторыми натяжками, кое-что предсказать вполне реально.
В истории моды существуют как кратковременные капризы, так и долгоиграющие тенденции. Если какая-то тенденция устойчиво развивается во всем обозримом прошлом, мы вправе мысленно продлить ее в будущее. Конечно, при этом мы как бы принимаем условие, что наша цивилизация развивается без глобальных катаклизмов. Не случится зомби-апокалипсис, который введет в моду единственный тренд - «обноски». Не прилетят инопланетяне и не навяжут жителям Земли свои альфацентаврианские фасоны. Не произойдет экологическая катастрофа, так что людям вообще придется щеголять в костюмах химзащиты. Короче, если наше будущее будет «как сейчас», но только «потом»...
Богач, бедняк
Древнейшая одежда была едва ли не в буквальном смысле удостоверением личности. Взять древнерусский костюм. По виду одной лишь кики (женский головной убор) вы могли бы понять, девушка перед вами или женщина, давно ли замужем, сколько у нее детей, вышли ли она из репродуктивного возраста, каково имущественное состояние ее семьи. Эта информация «записывалась» узором, формой деталей, цветом, размером не только головного убора, а и всего костюма. Можно сказать, человек носил на себе заполненную анкету. У некоторых коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока такой национальный костюм-«удостоверение» знают по сей день.
В сословном государстве в одежде «записывалась» информация о положении человека в обществе. Включив исторический фильм, мы без труда различаем: это дворянин, это простолюдин. Как не узнать боярина по горлатной шапке и шубе с рукавами до пола?
Обе эти функции костюма в ослабленном виде сохранились по сей день.
Наверняка, вам доводилось слышать ворчание: «Пожилая женщина, двадцать лет замужем, а одевается, как будто ей все еще восемнадцать!». «Женат, отец семейства, а ходит, будто пацан!». В общем, каждый обязан выглядеть соответственно возрасту и семейному положению. Это наследие еще родовой общины: одежда, отражающая место человека в его роду, - самая архаичная особенность моды наших дней. Можно сказать, мы застали ее последний вздох. Сейчас активный человеческий возраст длится все дольше, а семья все более становится личным делом, о котором не всегда даже удобно спросить. Очень похоже, что через век, встретив в старом кино фразу «Пожилая женщина, а одевается, будто ей всего восемнадцать!», потомки не поймут.
Гораздо сложнее с социальными различиями в моде.
В наши дни человек, не разбирающийся в богатстве, на глазок и не отличит настоящего богача. Пусть он хоть трижды будет в рубашке от Dolce&Gabbana, джинсах от Armani, с Rolex на руке и телефоном Vertu, таких же с виду «шмоток» и на рынке полно.
Мало того, что дешевые вещи для неразборчивого человека внешне очень похожи на дорогие. Вдобавок процветает целая индустрия подделок. Разумеется, подделка проигрывает оригиналу в качестве, но если вести речь именно о сходстве...
И наверное, так оно и осталось бы, если бы в следующем веке нас не ожидала принципиально новая концепция роскоши.
Новая роскошь — это экслюзив
Развитие технологий уже прозрачно намекают нам на ценности завтрашнего дня. Имеется в виду изобретение 3D принтера, «машинки», в которую можно загрузить материал — и получить готовую вещь. Так сказать, мультиварки для изготовления предметов.
Сам по себе качественный 3D принтер в доме будет предметом роскоши, как сейчас — навороченный компьютер. Принтеры последнего поколения появятся и в фирменных магазинах одежды.
Предположим, вы готовы потратить на свой костюм кругленькую сумму. Теперь вам предстоит приобрести даже не продукцию от кутюр, а матрицу эксклюзивного костюма.
Скажем, в ассортименте бутика — модели, созданные известными кутюрье. Но выбранная вами модель еще и индивидуально редактируется, исходя из советов стилиста и ваших желаний. В наиболее дорогом варианте — модель с нуля «рисуется» лично «под вас». После этого «картинку» распечатывают на принтере или вы покупаете лицензионную программу для распечатки у себя дома.
Дешевыми вариантами будет, как и сейчас, покупка одежды массового производства или покупка, даже бесплатное скачивание общедоступных матриц. (Бесплатное скачивание будет оправдываться вашим приобретением материалов для принтера).
Соответственно, главным признаком роскоши станет эксклюзив: одежда, распечатанная в единственном экземпляре.
Проще станет разобраться и с «пиратскими копиями», ведь «плагиат» эксклюзивной вещи не так уж трудно обнаружить.
Унисекс
Да, скорее всего «женские» и «мужские» отделы в магазинах одежды объединятся. Наверное, кому-то этот прогноз покажется странным. Неужели и пуговицы будут у всех на одну сторону? А как же платья с декольте, их что, выставят в общем отделе?
Если бы человеку начала XX века показали фотографию 2000 годов, где большинство женщин на улице крупного европейского города в джинсах и шортах, он отказался бы верить собственным глазам. И разве мы не слышали вздохи советских пенсионеров: мол, теперь на улице не отличишь парня от девушки, все длинноволосые и в джинсах...
Жернова истории мелют медленно, но направление вектора очевидно. Сейчас гендерно окрашенную одежду уже в основном можно отнести к праздничной. Граница еще размыта, но в целом, юбки и декольте — форма для торжественной обстановки, иногда навязанная дресс-кодом, а повседневная одежда стремится к унисексу. Таким образом, если только в XXII в. людям не будет предписано законом одеваться гетеронормативно, все перестанут одеваться соответственно полу.
Все страньше и страньше
Клеймение, шрамирование, татуировка, сплит языка, пирсинг, различные имплантаты... У кого-то от этих слов мороз по коже, как от перечня средневековых пыток, а кто-то готов испытать на себе. Почему так популярны недешевые и опасные операции по модификации тела?
Развитие медицины позволяет все более смелое вмешательство в наш естественный облик. Дальше с этим будет только проще. А на спрос работает сразу три фактора: эскапизм, эксклюзивность как новая роскошь; сознание постмодернизма, позволяющее нам быть в душе эльфами, вампирами, демонами и синекожими дикарями с планеты Пандора.
Особняком стоят модификации, не выделяющие, а наоборот, подгоняющие человека к заданным стандартам красоты (увеличение груди, инъекции ботокса в губы и пр.). Как раз этот тип модификаций, возможно, будет запрещен под давлением бодипозитива и борьбы против сексуальной объективации.
Так или иначе, индивидуальные модификации, как с помощью операций, так и контактных линз, косметики, наклеек и т. п., станут нормой. Но, конечно, самый безболезненный и к тому же эффективный способ превращения — одежда. Уже сейчас мы привыкли выхватывать из толпы прохожих футболку с прикольной надписью, шапку с рогами, ушами или в виде звериной головы, шокирующие объемные аппликации, ботинки, имитирующие копыта или голые ступни. А если учесть грядущее развитие технологий, позволяющих самим создавать физический объект по цифровой 3D модели, то склепать по-быстрому ту же майку с лозунгом будет не труднее, чем обновить блог.
И пусть такой прогноз моды будущего местами кажется чересчур экстравагантным, в реальности мода нередко преподносит нам и еще более экстравагантные сюрпризы.
Автор текста Наталья Михайлова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев