ТУЛУП (ТОЛУП) — верхняя мужская и женская одежда, использовавшаяся зимой как дополнительная при поездке в санях на дальнее расстояние. Он надевался обычно поверх кафтана, полушубка, шубы и т.п.
Эта одежда широко бытовала в XVIII — первой четверти XX века у русских крестьян Европейской России, Сибири и Алтая, а также в некоторых слоях городского населения: у извозчиков, ямщиков, дворников и т. п.
Шились тулупы обычно из овчины, однако использовался также мех лисицы, енота, хорька.
Изготавливался всегда мехом внутрь.
В народном быту известны две разновидности тулупов: нагольные и крытые. Нагольные тулупы шили из дубленых желто-красных овчин или из овчин черненых, реже белых сыромятных. Крытые — это тулупы, прикрытые сверху тканью (сукном домашней выработки, синим или черным холстом), а также более дорогими фабричными тканями (тонким синим сукном, китайкой, нанкой).
Тулупы шили однобортными, с широкой прямой спинкой и полами, запахивающимися глубоко справа налево, с широкими длинными рукавами и большим отложным воротником, длинными (до щиколоток).
Тулуп носился нараспашку или подпоясывался широким кушаком, который завязывался узлом сзади, а концы затыкались за кушак справа и слева. Воротник поднимался вверх и подвязывался у горла платком, шарфом или веревкой. Если тулуп надевался на шубу, то руки в рукава не продевались, а сам тулуп накидывался на плечи, окутывая, как одеяло, всю фигуру человека. В деревнях обычно для семьи изготавливался один, максимум два тулупа. Они считались большой ценностью и служили нескольким поколениям людей.
Тулуп широко использовался в обрядовой жизни русских крестьян. Он был важным атрибутом родинного и свадебного ритуалов, использовался в обрядах годового цикла.
Во многих русских северных деревнях новорожденного ребенка в первый день его появления на свет заворачивали в тулуп (шубу), приговаривая: «Шуба тепла и мохната, жить тебе хорошо и богато». Жениха и невесту, приезжавших после венца из церкви, встречала на крыльце избы сверковь в тулупе, вывернутом мехом наружу. Она благословляла новобрачных иконой, хлебом-солью, а присутствовавшие при этом родственники осыпали их зерном и хмелем. Во время свадебного пира молодожены сидели на лавке, где был расстелен мехом наружу тулуп (шуба). Гости время от времени приговаривали: «Сколько в шкуре волосков, столько пускай у вас будет детей». Вывернутый мехом вверх тулуп надевали также ряженые во время Святок, длившихся с Рождества до Крещения. Войдя в таком виде в дом, парни и девушки желали его хозяевам счастья, хороших урожаев, плодовитости скоту, «здоровья овечья и человечья». Эти пожелания, произнесенные в первые дни нового солнечного года, рассматривались как пожелания-заклятия, которые должны обязательно исполниться. Овчинный тулуп, вообще мех должны были как бы усилить действие произнесенных слов. По мнению исследователей, использование шкуры животных или одежды из них восходит к древним тотемистическим представлениям, т. е. представлениям о фантастическом, сверхъестественном родстве определенной группы людей с определенным животным — тотемом. Шкура или ее заменитель (шуба, тулуп) как бы связывали людей с тотемом-родоначальником, который был доброжелательно настроен к своим потомкам. Тотем давал им благополучие, плодовитость, счастье и т. п. Эти очень древние представления были давно забыты людьми, но апотропейное (предохраняющее) и продуцирующее (дающее плодородие, богатство) значение меха и одежды из него сохранялось вплоть до начала XX века.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев