- музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной
обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри
обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок
вставляются бряцающие металлические пластинки.
Распространен
бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский,
таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и
Дальнего Востока. О шаманских бубнах можно прочитать на разных сайтах,
хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси.
Бубен
известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они
применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном
называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в
русских летописях встречается название "бубен", под этим следует
разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".
Одно
из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального
инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода
князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его
численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на
бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.
Бубен
ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В
древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в
виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как
пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и
набат.
Предполагают,
что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки
использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8
набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати
осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя
ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали
устрашающий врага грохот.
В более
поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри.
Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой
неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону
кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и
колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то
время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда
просто аккомпанировали пению лихих песен.
Кроме
того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру
на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают
разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по
своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят
по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по
коже большим пальцем правой руки и прочее".
Бубен
был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в
танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках
народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в
оркестрах русских народных инструментов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев