Беломорский район расположен в юго-восточной части Северной Карелии.
Общая площадь территории района - 13 тыс. кв. км.
Общая численность населения - 19 тысяч человек по району и 9 тысяч человек в городе.
В районе находится 40 озер и 10 рек.
Удаленность от Петрозаводска - 380 км, от Санкт-Петербурга - 850 км.
Центр района - город Беломорск. Там, где река Выг, разветвляясь на многочисленные рукава своей дельты, двумя просторными рукавами впадает в Белое море, лежит город Беломорск. Он расположен там, где железная и автомобильная дороги, связывающие Петербург и Мурманск и пронизывающие всю континентальную Карелию, двигаясь к северу, наконец, выходят к Белому морю. Белое море, знаменитое Студеное море - колыбель русского морского флота, родина известных всему миру капитанов, отважных мореплавателей, рыбаков и охотников.
Беломорск не имеет четкой структуры из-за того, что в его владения перешли несколько поселков. И несмотря на то, что городу официально нет даже сотни лет история края богата на события и уходит далеко в прошлое.
А начинается все с маленького северного поселения на реке Сорока, о котором повествуют летописи, относящиеся к началу XV века. Выходцами из этих мест были великие старцы Герман и Савватий, которые достигли Соловков и основали там Соловецкий монастырь. Позднее царь Иван Грозный передал этому монастырю в 1551 году деревню Сороцкую.
Коренное населения всегда занималось рыбной ловлей, долгое время это был основной источник дохода. Село постепенно растет, рыболовецкий промысел процветает, а позднее жители научились делать карбасы, лодки и небольшие суда, а также ремонтировать их в случае необходимости.
Только с 1869 года ситуация изменилась, это произошло благодаря лесопромышленнику М.П. Беляеву, который поставил здесь первый крупный паровой лесозавод. До 1912 года было построено еще два аналогичных предприятия. Позднее все частные лесопилки вошли в один большой Беломорский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. Он действует до сих пор и является самым старым в Карелии.
В конце 1915 года открыли узловую станцию Мурманской железной дороги, которую назвали Сорокская. Это стало новым импульсом для жизни всех поселений в округе.
Следующим толчком в развитие промышленности стал ввод в работу в 1933 году Беломорско-Балтийского канала. При его строительстве возникло еще несколько поселений, которые позднее тоже вошли в новый город Беломорск. В местности был поставлен 19 шлюз, который стал последнем в канале и завершил его 227 километров пути.
Объединение разрозненных населенных пунктов в один большой город произошло в 1938 году. Несмотря на это село Сорока так и находится на старом месте в дельте реки Выг.
Когда была Советско-Финская война, длившаяся с 1941 по 1944 года, Беломорск был назначен столицей Карело-Финской ССР на два с лишним года. Это произошло из-за оккупации Петрозаводска, который был главным городом карельского края.
В Беломорске расположился штаб партизанского движения и место дислокации Карельского фронта. В то сложное время возникла необходимость в «дороге жизни», которая бы соединила оккупированную Карелию с остальной страной. Дело в том, что основную Мурманскую железную дорогу перерезала финская армия, поэтому сделали полотно Беломорск-Вологда, которое помогло нуждающемуся краю.
Обо всех этих трагичных событиях напоминает мемориальный комплекс в парке имени Пашкова. Это место пропитано не только грустными воспоминаниями, но и настоящей заботой горожан, которая заметна стразу.
Город продолжал жить своей жизнью, но период «перестройки» был сложным для него. Пострадало частично производство, что сказалось на образе жизни местного населения.
Современный город стал большим транспортным узлом. В этом месте пересекаются не только автомобильные трассы, но также морские и железнодорожные пути. Коренное население продолжают заниматься рыбным промыслом, судоремонтом и лесозаготовками, как и их предки. Также освоена добыча камня для строительства. Но несмотря на это численность населения сокращается, а предприятия приходят в упадок, хотя у города хороший потенциал в туристической области.
Любители природы, рыбалки, исторических ценностей всегда останавливаются в местных гостиницах и остаются довольны. Несмотря на суровость края, он не лишен своеобразного шарма, а достопримечательности (в особенности Беломорские петроглифы) по-настоящему уникальны.
В 1938 г. был образован город Беломорск. В него вошли четыре населенных пункта, каждый из которых был как бы особой черточкой в биографии поселения - поморское село Сорока, поселок лесопильщиков им. Солунина, поселок железнодорожной станции Сорокская и поселок водников. В годы Великой Отечественной войны Беломорск более двух с половиной лет был временной столицей Карелии, находясь на самом берегу Белого моря, по этому берегу и прошла наша «дорога жизни» - железная дорога Беломорск - Вологда, которая была построена в разгар Отечественной войны. Она должна была соединить Мурманскую область и Карелию со страной. По этому участку совершались все воинские перевозки Карельского фронта. Здесь также находились Штаб Карельского фронта, Штаб партизанского движения, Правительство Карело-Финской АССР. В войну же окончательно сформировался и облик Беломорска как транспортного узла - сюда была в спешном порядке подведена железнодорожная ветка от станции Обозерская Северной железной дороги, связавшая Архангельскую область с Карелией и давшая Мурманску второй выход в Центральную Россию.
За годы войны сотни беломорчан прославили свои имена, героически сражаясь за свободу и независимость родного края, сотни остались на полях сражений. 21 июня 2004 года в центральном парке города им Героя Советского Союза А. Н.. Пашкова состоялось открытие мемориала нашим землякам, погибшим на фронтах ВОВ. В открытии мемориала принимали участие Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов, председатель ЗС РК Н.И. Левин и много других гостей из районов Республики.
Удивителен город Беломорск! В нем около 40 мостов, перекинутых через многочисленные рукава порожистого Выга. Изумляют многих гостей также около 30 островов и островков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев