Архангельская губерния.
Девичий убор – венец являлся свадебным и не относился к группе венчальных корун. Известны 3 группы свадебных головных уборов: первая связана с просватанием девушки (вязаные колпаки в Вологодской губернии, венцы, почелки в Архангельской губернии), вторая - период причитания невесты, а третья — это венчальные венцы, или «коруны». Название убора «чолка» близко к названию подобных уборов в Шенкурском уезде — «почелок», схожи уборы и по внешнему виду.
В 1877 г. этнограф П. С. Ефименко приводит описание свадьбы на Пинежье, там указаны этапы обряда и описание нарядов невесты с указанием того, что и когда она надевала. В венце невеста появлялась накануне свадьбы на обряде «посидки» или девичнике. Собирались подруги невесты, сестры и вся женская родня: «невеста надевает на голову повязку, газовую или парчовую, смотря по достатку, повязка, вышиною до 6-ти вершков, а на верх ея — «чолку» (круг, высаженный бисером), сажается на лавку, плачет с причитанием событий из ея жизни». Именно в этом обряде, предшествовавшем венчанию, венец надевали поверх девичьей повязки.
О. Э. Озаровская подтверждала, что убор надевали во время «посидок», а у фольклориста Н. П. Колпаковой, побывавшей на Пинеге позднее - в 1927 г., говорится, что невеста причитала без венца, но в повязке, которую снимали во время обряда расплетания косы.
Обряд «зарученье» или «смотренье», когда в дом невесты приезжала семья жениха с гостями, проводили накануне венчания. В материалах П. С. Ефименко нет описания наряда невесты в момент ее выхода к жениху.
Материал Н. П. Колпаковой ценен тем, что фиксировались все изменения в костюме невесты во время всего обрядов. Так Н. П. Колпакова описывает момент появления невесты в венце в обряде «зарученья»: «Невесту … ведет отец, а одна из женок идет сзади и придерживает во время поклонов тяжелый жемчужный венок, который надет у невесты поверх золотой повязки. Невеста, после поясных поклонов каждому гостю, садится за стол вместе с другими».
В 1926 г. в статье О. Э. Озаровской с описанием свадеб на Пинежье опубликована фотография невесты в повязке и в венце, там же описаны обряды «смотренья» и «белила» (он входил обряд в «смотренье», завершая его).
Венец и место его бытования в основном совпадает у Н. П. Колпаковой, О. Э. Озаровской, совпадает и время появления невесты в этом головном уборе: это обряд, когда девушку уже просватали и знакомят с семьей будущего мужа.
В церковь венчаться невеста ехала только в повязке или без нее. В материалах П. С. Ефименко упоминается костюм, в котором она шла к венцу: невеста была без повязки, с распущенными волосами, голова ее была покрыта платком. Венчалась девушка с распущенными волосами либо в повязке, которую перед накладыванием брачных венцов снимали.
Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименком, д. чл. императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете / П. С. Ефименко. Ч. 1 Описание внешнего и внутреннего быта. 1877
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Я помню у нас на Кубани девушки-невесты одевали фату. Это было до войны и после войны, а потом перестали одевать.