О том, что эскиз флакона для «Северного» разработал Казимир Малевич, доподлинно стало известно лишь в начале 2000-х годов. Статьи об этом опубликовала искусствовед Александра Шатских, которая и сделала открытие.
Новые факты о творчестве Малевича удалось обнаружить благодаря домашнему архиву его родственников. Среди предметов, которые остались от художника, был старый бутылек «Северного». О нем говорили, что «флакон был изготовлен где-то в начале 1930-х для советской парфюмерной фабрики», но документов об этом не сохранилось. Александра Шатских заинтересовалась этой деталью и стала собирать информацию. Ей удалось выяснить, что рекламная кампания, которая продвигала одеколон, началась в 1911 году. Рисунок белого медведя разошелся по многим изданиям. Однако в большинстве газет изображение печатали без авторской подписи. Шатских нашла картинку, которую сделали «с новенького клише, и поэтому инициалы «К» и «М», притаившиеся в противоположных нижних углах центрального рисунка, были отчетливо видны». Благодаря этому удалось установить, что художник работал с «Брокаром». Искусствовед отметила: подпись на рекламе значила, что Малевич считал «Северный» таким же авторским произведением, как и картины.
Ученые предполагают, что в начале XX века и другие известные художники могли зарабатывать коммерческими заказами, в том числе создавать этикетки для серийных товаров. Однако подобная работа, где задание давал предприниматель, в те времена считалась едва ли не позорной для автора, подпись на ней не ставили. А заказчики не стремились к тому, чтобы художники приписывали себе дизайн: упаковки были частью наследия фирмы-производителя. Спустя годы сложно установить авторство таких работ.
…В графической и живописной «мелочевке для ширпотреба» профессионалы следовали инструкциям заказчика, чьим главным интересом была коммерческая успешность товара. Художники, подчинявшие себя «купчикам» и «пошлому быту», свое унижение, естественно, не афишировали.
Александра Шатских
Хотя четкое техническое задание художникам обычно давали хозяева косметических фабрик или их представители, в случае с «Северным» Малевич всю концепцию разработал сам. Исследование Александры Шатских показало, что он не только придумал конструкцию флакона и создал его эскиз, но и рисовал рекламные плакаты. Это был первый подобный случай в массовом производстве. Историки так и не установили, почему Александр Брокар доверил художнику весь процесс.
В 2007 году в выпуске №14 сборника «Великие имена. Из собрания Государственной Третьяковской галереи» появилось изображение флакона с именем Казимира Малевича. На сегодня это единственный случай в России, когда искусствоведы смогли найти массовый объект работы известного мастера и доказать его авторство, а предмет попал в музейный каталог наравне с полотнами.
Автор: Тата Боева
Нет комментариев