Для съемок нужны были игровые лошади, которые обучены выполнять команды каскадеров, но найти их было сложно. В Подмосковье свирепствовал в то время ящур, часть обученных животных в столице пострадала, многие уже были заняты на съемках эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Эдмонд Кеосаян решил начать работу в студиях «Мосфильма». За месяц здесь сняли основные сцены: в сельском домике, у колокольни, у бани. Лошадей позже арендовали у московского спортивного общества «Урожай». В середине июня команда фильма отправилась в «каховскую экспедицию» — в Херсонскую область, где начались натурные съемки.
В свободное время мы ходили в Каховку, где была железнодорожная ветка от винодельческого завода. На ней снимались все эпизоды с поездом. Там были огромные виноградники, где мы играли в войну… Обстановка на съемках была наполнена радостью. Все взахлеб наслаждались чувством лихости от того, что скачешь на лошади, стреляешь… У нас был необыкновенный, буденновской породы, жеребец золотисто-рыжего цвета. И когда Витька (Виктор Косых. — Прим. ред.) с пистолетом соскакивал с лошади и восторженно восклицал: «Я на Дефиксе!» — это было ощущение чего-то счастливого, солнечного, праздничного…
Валентина Курдюкова, исполнительница роли Ксанки, о натурных съемках «Неуловимых мстителей»
Всего для картины поставили 43 трюка. Руководили подготовкой профессиональные каскадеры — Петр Тимофеев и Олег Роге. Они же снимались в сложных сценах: прыгали с вагона на вагон во время движения, «падали» с крыши поезда и со скачущих лошадей. Кеосаян решил задействовать не только каскадеров, но и самих артистов, в том числе главных героев. Их научили всему — ездить на лошадях, стрелять и плавать.
Сложности возникли, когда снимали погоню за поездом. Деревянный мост, по которому проезжал состав со «мстителями», по сценарию должен был загореться и обрушиться. Но режиссер опасался, что конструкция сгорит слишком быстро и актеры пострадают. Поэтому Кеосаян решил построить второй мост, поджечь его и проверить, как долго он будет гореть. На съемках всех участников сцены одели в огнеупорные костюмы, а Ивана Каширина, который играл машиниста поезда, подменил сам Эдмонд Кеосаян. Обошлось без жертв.
Но в другой сцене погибла лошадь: каскадер ошибся в трюке с падением животного — «подсечке». А на съемках фрагмента, где Данька останавливает мчащихся коней, травму получил исполнитель роли Виктор Косых.
Я тогда неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте.
Виктор Косых
Все сцены сняли за полгода. Картину смонтировали и озвучили к декабрю 1966-го. 29 декабря Главное управление художественной кинематографии вынесло вердикт: «По мнению коллегии авторам фильма в целом удалось справиться с задачей. Ключевые эпизоды картины решены динамично, изобретательно, в соответствии с духом избранного авторами жанра. Образы многих основных персонажей, в первую очередь Яшки, Даньки и Валерки, получились в картине достаточно выразительными и живыми».
Новые «Неуловимые»
Нет комментариев