, выполненная минским художником-иллюстратором Павлом Татарниковым.
В этот период город был важным торгово-ремесленным центром Великого княжества Литовского, который первым из белорусских городов получил самоуправление на основе магдебургского права.
Брестские купцы поддерживали тесные торговые связи с важными торговыми центрами Восточной Европы: Слуцком, Минском, Могилёвом, польскими Варшавой, Познанью, Торунью, Ломжей, Люблином, городами Русского государства. Ежегодный торговый оборот города доходил в первой половине XVI века до 750 тыс. рублей, а брестская таможня занимала второе место в доходах государственной казны.
Ко второй половине XVII века центр Берестья сформировался на острове (теперь цитадель Брестской крепости). Тут была торговая площадь с ратушей и лавками, каменными зданиями монастырей иезуитов, базилиан, бернардинцев, униатской церкви, синагоги.
В 1550-е годы берестейский староста Николай Радзивилл Чёрный основал в городе типографию, первую на территории нынешней Белоруссии. В 1659 году основан Брестский монетный двор, где в 1664—1666 годах чеканили мелкие медные монеты — солиды — с изображением «погони» — герба Великого княжества Литовского.
В XVII веке Брест-Литовский стал местом сбора военных конфедераций (1605, 1612), сейма Речи Посполитой (1653). Брест-Литовский, к тому времени являвшийся одним из главных городов Речи Посполитой, процветал. В середине века в городе насчитывалось около 11 тысяч жителей, он считался «воротами» в страну. В 1596 году в Николаевской церкви была подписана Церковная уния.
Именно тот город, находящийся на вершине своего развития и богатства, и изобразил Павел Татарников на своей художественной реконструкции. К сожалению, того города сегодня не увидеть: случилась «Катастрофа», когда в течение короткого времени Брест подвергся трём страшным опустошительным разорениям.
В 1648 году казаки Богдана Хмельницкого под руководством полковника Максима Гладкого при помощи местных повстанцев заняли Брест. Московский посол Егор Кунаков, в начале 1649 года проезжавший через город, свидетельствовал: «…Брест-Литовский опустошили до фундамента. Всех поляков, и жидов, и женщин, и их детей побили без остатка, и хоромы, и дома каменные разбурили и раскидали, а деревянные попалили и сравняли с полем ровно».
Во время русско-польской войны 1654—1667 годов и развязанной Швецией войны в 1655 году против Речи Посполитой и в 1656 году против России Брест неоднократно был в полосе военных действий. 15 ноября 1655 года русские войска под командованием новгородского воеводы князя Семёна Урусова разгромили возле Бреста войско гетмана Великого княжества Литовского Павла Сапеги, но взять укреплённый город, в котором был большой гарнизон, так и не смогли. В 1657 году шведы с венграми овладели Брестским замком и опустошили город. В январе 1660 года город захватили русские войска под командованием князя Ивана Хованского, уничтожившие около 1700 человек, укрывавшихся в замке, оставив в живых и отправив в плен в Москву только 50 человек Старшин во главе с комендантом замка.
В 1661 году он снова занят польско-литовскими войсками, но в результате набега князя Ивана Хованского город Брест, как и другие города, захваченные в ходе продолжительного рейда русских войск, был «весь до последнего строения разорён и сожжён», населения осталась «очень малая горсточка», погибли все члены магистрата, сгорели цеховые документы и магистратские книги.
В 1833 на месте старого города началось строительство Бресткой крепости. Старый Брест разрушили, а в двух километрах на восток построили новый. Без замка, без базилианского, тринитарского, бернардинского, доминиканского монастырей, без синагоги, иезуитского коллегиума и униатских церквей. Без всех тех архитектурных памятников, которые свидетельствовали бы о богатой истории города.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев