Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже XVII—XVIII веков. Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник (фартук). Поверх сарафана надевали душегрею — короткую нагрудную одежду на лямках, в холодное время года — шугай в талию с рукавами и воротником. С таким костюмом замужние женщины носили цельный жесткий головной убор кокошник, а девушки — повязку или венец.
Эта одежда была более характерной для северных и центральных губерний. Со временем она проникает и к югу, вытесняя традиционные формы. Уже в конце XVIII — начале XIX века именно она ассоциировалась в России с национальным костюмом. Сарафан носили не только крестьянки, — на протяжении длительного периода, начиная с XVIII века, он был одеждой также мещанок и купчих.
На Русском Севере слова «сарафан» и «рубаха» (слово «рубаха» употреблялось только тогда, когда речь шла о мужской одежде) употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды. Архивные источники, публикации и материалы экспедиций выявляют различные варианты названий сарафанов. Происхождение этих названий различается, во-первых, по конструктивным признакам, то есть, в зависимости от фасона. Самые древние из них: «костыч», «шушун», «клинник», «косоклинник» — это старинные клинообразные сарафаны; «московик», «москвич» или «круглый» — прямой по конструкции сарафан, сшитый из нескольких прямых полос ткани и собранный вверху под обшивку. По материалу и технике изготовления выделяются «пониток», «тканник», «набивник», «пецетник», «кумачник», «штофник», «гарнитурник», «гумажник», «атласник» и пр., по цвету и способу окраски ткани — «синяк», «пестрядинник», «крашенинник», сюда же можно отнести и «кумачник». По возрастным признакам можно выделить, например, сарафан-«костыч», который на Пинежье в конце XIX века носили только пожилые женщины, а по назначению — свадебный сарафан «лопотину» и «покосник», который надевали только на сельскохозяйственный праздник начала заготовки сена — покос.
Исследователи русского народного костюма выделяют четыре основных устойчивых конструктивных типа сарафана которые сформировались к середине XIX века и были широко распространены на территории всей России.
1. Первый и древнейший из них — это глухой косоклинный сарафан, сшитый, как правило, из перегнутого на плечах полотнища, по бокам которого были вставлены продольные клинья. Характерной чертой такого сарафана является то, что передняя часть его состоит из цельного неразрезанного полотна. Но севере в конце XIX века такой сарафан сохранялся в Архангельской, Новгородской, Олонецкой и Псковской губерниях и являлся, в основном, одеждой старух и старообрядок.
2. Второй тип сарафана — косоклинный. Передняя часть его всегда состояла из двух пол, сшитых друг с другом посредине и украшенных декоративной застежкой из пуговиц и петель. Косоклинный сарафан был распространен повсюду.
3. Третий тип сарафана — прямой, собранный вверху под обшивку, с пришивными лямками. Он появляется во всех тех местах, где до него был распространен косоклинный сарафан, но никак с ним не связан по происхождению. Покрой этого сарафана напоминает высокую юбку на лямках, схожую с одеждой западных славян, а также бесшовную одежду скандинавов. У русских такая одежда была известна еще в допетровское время и считалась «московской модой», в некоторых регионах прямой сарафан так и называли «москвич», «московик». Прямые сарафаны имели свои особенности в материале, декоре и деталях покроя. Их шили из домотканой и покупной материи: пестряди, набойки, кумача, ситца, шелка, использовали и шерстяные, и полушерстяные ткани. В конце XIX — начале XX века прямой сарафан на севере почти полностью вытеснил косоклинный.
4. Четвертый, более поздний тип сарафана — на кокетке, в виде полуплатья. В конце XIX — начале XX века он распространился под влиянием городской моды и был особенно популярен в Архангельском и Холмогорском уездах.
Шелковые сарафаны в XVIII — начале XIX века носили с белыми рубахами — «рукавами» из тонких льняных тканей и кисеи, богато украшенных тамбурным шитьем белыми нитями, или с рубахами, сшитыми из фабричных «сарафанных» шелковых тканей. Рубаху шили из составных частей: холщового стана и пришитой к нему верхней части из более тонкой ткани (собственно рукавов). По изображениям XVIII века, такие рубахи были с воротом, собранным мелкими сборками под обшивку, и с широкими рукавами. У некоторых рубах рукава были прямыми и заканчивались кружевной оборкой (такие рукава иногда перевязывали в запястье лентами с бантом), рукава другого покроя имели значительную длину и к запястью сужались.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.
Сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами. Пояс был обязательной принадлежностью народного костюма, без него невозможно было появиться перед людьми. Только в особых случаях, чтобы не смять ткань сарафана до начала праздника, пояс надевали под сарафан, опоясывая им рубаху. К шелковым сарафанам надевали галунную ленту или выплетенный из золотосеребряных и шелковых нитей поясок, использовали также узкую полосу шелковой ткани, расшитой золотными нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосами с шитьем, вставками разноцветной фольги, перламутровыми плашками.
Шелковый и парчовый сарафаны в некоторых северных и центральных губерниях России в XVIII — начале XIX века дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов — душегреей, («коротеной»), сшитой из шелковых и парчовых фабричных тканей. В холодную погоду выходя «на люди», сверху надевали епанечку с соболями — в виде короткого плаща без пуговиц, который завязывался но шее шелковыми лентами. Летом носили епанечку с бархатным воротником.
К шелковым, парчовым и другим праздничным сарафанам в северных губерниях надевали головные уборы, украшенные шитьем речным жемчугом, рубленым перламутром, золотосеребряными нитями, металлическими блестками, фольгой и другими материалами. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.
Самым распространенным видом праздничного головного женского убора был кокошник — род плотной твердой шапочки, который носили с сарафаном в северных и центральных губерниях России. Отдельные разновидности кокошника бытовали в южных губерниях.
Многообразные, сложные по форме и декору кокошники гармонично сочетались с сарафанной одеждой, образуя единый ансамбль. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: «двурогие» в виде полумесяца — владимирско-нижегородские, высокие с «рогом» костромские, островерхие с «шишками» — торопецкие, низкие маленькие плоские шапочки с «ушками» — белозерские, типа «сборников» — вологодские, в виде опрокинутой чаши — тверские «каблучки» и другие.
Кокошники шили из дорогих шелковых, парчовых, бархатных тканей, очелья дополняли выплетенными жемчужными поднизями в виде сетки, овальных зубцов или оборки-волана (новгородские, тверские). Верх и тыльные части расшивали пышным золотным узором, который иногда сплошь покрывал поверхность ткани (вологодские «сборники»). Кокошник, особенно богато украшенный, молодая женщина носила в первый год замужества или до появления первого ребенка, а потом только в исключительных случаях.
Праздничные девичьи головные уборы XVIII — начала XIX века северных и центральных губерний представляли собой твердую (типа обруча) или мягкую широкую полосу, повязывающуюся на лоб и скрепляемую сзади лентами. Они были различных форм: ажурные с прорезями, «городчатые» с зубцами, плоские и объемные. «Венцы», «коруны», «почелки», как и кокошники, щедро украшались жемчугом, самоцветами, перламутровыми плашками, золотным шитьем. Их дополняли низко спускавшиеся по очелью поднизи ажурного плетения из речного жемчуга, рубленого перламутра в виде легкой сетки или округлых зубцов. Ленты сзади перевязывались бантом или свободно спускались по спине. Косу украшали лентами, а к концу прикрепляли «косник», обтянутый шелковой узорной тканью или золотным с жемчугом шитьем.
Женский костюм в северных и центральных областях дополняли сережки, низанные жемчугом, и нашейные украшения разнообразных форм, которые, так же как и головные уборы, очень ценили и берегли. Жемчуг в большом количестве добывался в северных реках. Его продавали на ярмарках, как и золотосеребряные нити.
Девичьи и женские головные уборы покрывали платками. Их или свободно набрасывали поверх головного убора, или повязывали под подбородком узлом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1