) — дебютный альбом американской группы The Doors, записанный в 1966 и выпущенный в 1967 году (Elektra EKS-74007).
Альбом является одним из самых успешных дебютных альбомов всех времён. В мире продано около 17 миллионн копий альбома.
Состав группы, записывавшей альбом: Джим Моррисон — вокал, Рэй Манзарек — клавишные и бас, Робби Кригер — гитара, Джон Денсмор — ударные.
На диске представлены как песни, сочинённые самой группой, так и другими авторами (от этой практики The Doors далее отказались, издавая только собственные сочинения). Слова для своих песен написаны Моррисоном или Кригером, хотя на обложке в качестве авторов указана вся группа.
1) «Break On Through (To the Other Side)» — песня—призыв, неразрывно связанная с названием группы. Тема прорыва звучит и в других композициях и стихах Моррисона. Некоторые образы для песни позаимствованы из книги «Город ночи» (англ. City of Night, 1963) американского писателя Джона Ричи (англ. John Rechy). В частности, термин «другая сторона» (the other side) использовался одним из её героев для обозначения сексуальных границ голливудского «дна».
Мягко вступают ударные, присоединяется бас, а затем и гитара вместе с баритоном Джима, в котором периодически слышится хрипотца. На припеве музыка становится энергичной, а после второго раза на передний план выходят солирующие клавишные.
2) «Soul Kitchen» — песня посвящена любимому кафе группы под названием Olivia’s, которое приходилось часто посещать участникам группы во время записи альбома.
Звучат клавишные, постепенно присоединяется ритм-секция с отлично риффующей гитарой. Вновь имеется фишка с энергетикой, проявляющейся в припеве, в котором гитару прекрасно дополняют клавишные. Здесь можно также услышать небольшое гитарное соло. Моррисон вновь поёт песню на любовную тему, но употребляет совершенно нестандартный набор слов вроде «Позволь мне спать всю ночь на кухне твоей души, греть свой разум возле твоей нежной печи» или, особенно, «Твои пальцы плетут быстрые минареты, разговаривают с помощью тайных алфавитов»; он хочет остаться с девушкой, но вынужден уходить.
3) «The Crystal Ship» — одна из самых сильных поэтических работ Моррисона, где он обращается к малоизвестной кельтской легенде, согласно которой ирландский герой Коннла (Connla) был унесён богиней в «земной рай за пределами моря» на волшебном корабле, принадлежавшем божеству по имени Мананнан (Manannan). Хрустальный корабль управлялся силою мысли и мог перемещаться как по воде, так и по воздуху. Кстати, первоначально, согласно книге «Никто не выходит отсюда живым»...
Медленный вокал появляется под тихую ритм-секцию, имеющую медитативное воздействие. Лиричность в композицию добавляет фортепьяно. Стихи наполнены желанием удалиться от этого мира туда, где не будет боли.
4) «Twentieth Century Fox» - песня представляет собой «моментальное фото» нравов калифорнийской молодёжи того времени.
После короткого гитарного вступления присоединяются все остальные инструменты. Перед припевом музыка становится хард-роковее, и вновь здесь мы имеем отличный тандем гитары и клавишных. Главным образом песни становится девушка, которая не знает ни страхов, ни слез, не тратит время на пустые разговоры и считает, что мир у нее в кармане; в общем, типичная представительница нового молодого поколения.
5) «Alabama Song (Whisky Bar)»— скандальная песня, написанная Куртом Вайлем на стихи немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта для оперы «Расцвет и падение города Махагони» (1927). В трактовке Дорз она звучит без последнего куплета, посвящённого «маленькому доллару».
Музыка довольно мажорная и заставляет лицо расплыться в улыбке, а вот текст совсем невеселый, что приводит к сильному контрасту. У героя песни умерла мама, и он хочет забыться – напившись и проведя время с девушкой.
6) «Light My Fire»— первый настоящий хит группы (песня занимала первое место в чартах BillBoard). Один куплет написан Кригером, второй — Моррисоном. Среди песен The Doors занимает самое высокое (35-е) место в списке «500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone».
Это классика и единственная на альбоме вещь, стихи к которой написаны Робби (не без помощи, правда, Джима). Супер! Что еще можно сказать? Знаменитое клавишное вступление, сменяемое вокалом под гитару и бас. Клавишные вновь возвращаются с эротическим призывным припевом: «Давай, детка, зажги мой огонь!» Кригер обязательно хотел, чтобы в песне упоминалась какая-нибудь из стихий, и он перебирал различные варианты типа «дыши моим воздухом» и «раздели мою землю», произнося их вслух перед Джимом, но лишь слова «зажги мой огонь» вызвали у того бурную реакцию. Наиболее заметно клавишные проявляют себя в сольной части, в то время как их отлично поддерживают ударные и бас, а через какое-то время соло на себя берет гитара.
7) «Back Door Man» - кавер одноимённой композиции Вилли Диксона, написанной им для известного блюзмена Хаулин Вулфа («Воющий волк» — англ., настоящее имя — Честер Артур Бёрнет).
На сленге южных штатов фраза "человек с черного хода" относится к человеку, имеющему связь с замужней женщиной и уходящего чёрным ходом, прежде, чем муж придет домой. "When everybody trying to sleep, I'm somewhere making my midnight creep / Every morning the rooster crow, something tell me I got to go / I am a back door man", поёт Хаулин Вулф. Композиция выдержала ряд кавер-версий, в число которых входит и версия Джима Моррисона, который сделал в тексте некоторые изменения, от чего трактовка стала более близка к исполнению песни Хаулин Вулфом.
Получилась задорная вещь на ритм-энд-блюзовой основе. Клавишные поддерживают ритм, а бас издает протяжные аккорды. Потом изредка слышно еще и фортепьяно. Текст можно расценивать и как вполне невинный, если считать, что речь идет просто о парне, который навещает свою девушку по ночам, проникая в дом через черный ход.
8) «I Looked at You». Довольно стандартный ритм-энд-блюз. К вступающим ударным присоединяются остальные инструменты. Снова композиция движется вперед благодаря не только ритм-секции, но и клавишным. Текст необычайно прост, но здесь простота как раз к месту: «Я посмотрел на тебя, ты посмотрела на меня. Я улыбнулся тебе, ты улыбнулась мне. И мы идем своей дорогой и не можем повернуть назад».
9) «End of the Night» — название содержит в себе отсылку к роману Путешествие на край ночи Луи-Фердинанда Селина. Также песня содержит строки из стихотворения «Auguries of Innocence» Вильяма Блейка.
Это же стихотворение выбрано Агатой Кристи эпиграфом к роману «Бесконечная ночь» (англ. Endless Night, 1967). Совпадение года выхода книги в Англии и года издания альбома, по-видимому, неслучайно.
Эмбиентные тревожные клавишные сопровождаются аккордами блюзовой гитары, звуками арфы и протяжным вокалом Джима. На недолгое время музыка становится более энергичной, но затем возвращается к более медленной. В песне рисуется образ ночной поездки по шоссе, во время которой герой ощущает блаженство. Название взято из книги «Путешествие к концу ночи» французского писателя Луи-Фердинанда Селина, известного своей жуткой мизантропией.
10) «Take It As It Comes». Начало достаточно лиричное, но в припеве эта вещь становится энергичной, после чего следует отличное клавишное соло. Джим обращается к девушке, говоря, что в жизни есть время для всего, но чтобы насладиться ею, не нужно спешить. В середине на передний план выходит пульсирующий бас, однако затем музыка становится еще жестче, чем до этого.
11) «The End» — по словам участников группы, эта композиция задумывалась как обычная прощальная песня. В ходе творческого процесса, однако, она постепенно усложнялась и видоизменялась, обрастая универсальными образами.
Это ещё одна классическая композиция, родившаяся из довольно короткой вещи, но обраставшая импровизационными фрагментами, так что её никогда не исполняли одинаково дважды.
Вступают клавишные, звучит гитара в восточном духе, сопровождаемая басом и несмело присоединяющимися ударными, а также, кажется, бубном. «Это конец, прекрасный друг, – спокойно поёт Джим. – Это конец, мой единственный друг, конец». Он пытается дать понять, что смерти не следует бояться, потому что жизнь причиняет гораздо больше боли. После более энергичного проигрыша возвращается вокал. Моррисон периодически делает паузы, чтобы было слышно клавишные или гитару. Под плавно текущую музыку он рисует психоделическую картину, в которой приглашает нас прокатиться на запад на семимильном змее к древнему озеру или на синем автобусе…
От пения Джим постепенно переходит к простому произнесению слов. В данной композиции «The End» значительную часть составляет речитатив Джима Моррисона, в котором автор использовал технику так называемого потока сознания на фрейдистскую тему Эдипова комплекса.
Джим пытался объяснить, что здесь он говорит об истории из греческой мифологии – о царе Эдипе, волею судьбы убившем отца и женившейся на матери (эту часть так и стали называть – «Эдипов фрагмент»).
Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома:
«The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством.
Альбомная версия состоит из двух склеенных частей (что подтверждает Манзарек, а также Брюс Ботник — инженер звукозаписи). Вторая, появившаяся позже, «Эдипова» часть добавлена к первой непосредственно со слов «The killer awoke before dawn», что можно обнаружить по изменению звука при внимательном прослушивании.
Песня «The End» также звучит в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» (англ. Apocalypse Now, 1979). Песня входит в список пятисот лучших по версии журнала Rolling Stone (№ 328).
Альбом стал не только одним из самых сильных дебютников всех времен и народов, но и одним из тех самых альбомов, которые предопределили дальнейшее развитие рок-музыки. Сначала он покорил Лос-Анджелес, потом США, а через полгода приобрел международную известность. На нём впервые можно услышать голос человека-легенды, который интересовался, по его собственному заявлению, «всем, что касается мятежей, беспорядка, хаоса, особенно тех видов деятельности, которые вроде бы не имеют никакого другого значения».
В наши дни значительная часть критиков и поклонников группы считают альбом лучшим в дискографии группы (неслучайно он занимает наивысшее место среди других изданий группы в списке RS500, опубликованном в 2003 году). Многие любители рока называют альбом лучшим (или одним из лучших) среди дебютных пластинок в истории современной популярной музыки. Он неоднократно входил в Топ-100 лучших музыкальных альбомов всех времен и народов по версии различных музыкальных изданий (например, по версии журнала Rolling Stone альбом занимает 42 место).
Альбом вышел в свет в начале 1967 года. Автором передней обложки пластинки стал Гай Уэбстер (англ. Guy Webster), задней — Джоел Бродски (англ. Joel Brodsky), продолжившие и после этого работу с командой. Альбом был записан на 4-х канальной аппаратуре, полноценная стерео-версия была выпущена позже.
В январе 2007 года Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний (RIAA) альбому присуждён статус «четырежды мультиплатиновый», что означает реализацию более 4 млн легальных копий.
Список композиций альбома The Doors
# Оригинальное название Перевод Музыка / Слова Время
1 Break on Through (To the Other Side) Прорвись (на ту сторону) Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 02:25
2 Soul Kitchen Кухня души Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 03:30
3 The Crystal Ship Хрустальный корабль Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 02:30
4 20th Century Fox Красотка XX-го века Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 02:30
5 Alabama Song (Whiskey Bar) Алабамская песня (Виски-бар) Брехт, Вайль
03:15
6 Light My Fire Зажги огонь мой Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 06:50
7 Back Door Man Человек чёрного входа Вилли Диксон 03:30
8 I Looked at You Я взглянул на тебя Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон
02:18
9 End of the Night Край ночи Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон
02:49
10 Take It as It Comes Воспринимай всё чередом Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 02:13
11 The End Конец Денсмор, Кригер, Манзарек, Моррисон 11:35
Состав группы:
Jim Morrison - vocals
Robbie Krieger - guitars
Ray Manzarek - keyboards, bass pedal
John Densmore - drums
Guest musicians:
Doug Labahn - bass
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7