1) Первая композиция – “Lemmings” – сразу настраивает на то, что это не солнечный и светлый альбом, а квинтэссенция dark-progressive с соответствующим настроением и шизофреническими элементами, иллюстрирующими безумную лирику. Уже с первых секунд, когда мы впервые слышим голос Хэммилла, можно понять, что этот человек - не просто заурядный вокалист; он живет тем, о чем поет. Текст песни крайне апокалиптичен; Хэммилл рисует очень мрачную картину мира и задается вопросом: что еще остается, кроме как умереть? Однако к концу наступает заметное просветление: все-таки стоит жить и пытаться спастись. Основная тема этой композиции в соединении с вокалом напомнила мне психоделически-сказочные мотивы музыки Pink Floyd барретовского периода (конечно же, сам Баррет был апатичным вокалистом, чего о центральном голосе VDGG не скажешь). Саксофон звучит в космическом стиле, после короткой психоделической встряски нам представляют уже другую странную мелодию, в которой роль первой скрипки опять играет саксофон (намеренный каламбур). Где-то в этой области можно также услышать хаотичную игру на фортепьяно. Потом нам опять предлагают первую музыкальную тему. Нет, нет, все это прекрасно слушается и нисколько не утомляет! Окончание этой 11,5-минутной композиции отмечено удивительной по своему качеству психоделической атмосферой - здесь группа ни в чем не уступает корифеям жанра.
2) Вторая пьеса “Man-Erg” начинается очень спокойно, однако вскоре звучат слова Хэммилла; он поет, что внутри него скрывается убийца, и это, естественно, не может не отражаться на музыке: она буквально просыпается, чтобы с максимальной точностью донести состояние лирического героя. Все относительно спокойно до конца 2-ой минуты, когда нас настигают резкие звуки саксофона, и начинается жесткая авангардная инструментальная часть, которая постепенно замедляется до сверхнизких скоростей. Слова песни в этой части отражают душевную нестабильность лирического героя (мягко сказано – Хэммилл выкрикивает: “Как я могу быть свободен? Кто мне поможет? Действительно ли это я? Или это кто-то другой?"). Далее опять звучит очень спокойная музыка с тихим вокалом Хэммилла, вскоре просыпается восхитительный саксофон Джексона. В следующей за этим вокальной части голос Хэммилла еще более эмоционален. В самом конце композиции возвращается тот самый авангард-кошмар, что мы слышали раньше, но заканчивается все благополучно.
3) “A Plague of Lighthouse Keepers” (“Eyewitness”; “Pictures/Lighthouse”; “Eyewitness”; ‘S.H.M’.”; “The Presence of the Night”; “Kosmos Tours”; “(Custard's) Last Stand’; “The Clot Thickens”; “Land's End (Sineline); “We Go Now”). Это очень мрачная, меланхолическая композиция классической продолжительности (23 мин.) с причудливым сочетанием различных музыкальных тем. В основе своей музыка медитативна (что поддерживается органом и саксофоном), но порой приобретает героический настрой. Однако, на мой взгляд, самые блистательные моменты этого опуса – маршевые фрагменты с совершенно безумной энергетикой. От Van Der Graaf Generator стоит ждать эклектики: их музыкальные идеи самобытны и непредсказуемы (можно услышать даже ритмы ска). В этой песне столько всего, что ее нужно послушать, наверное, около 2-х десятков раз, чтобы свободно ориентироваться в ее пространстве. О лирической основе этой композиции смотрите выше – все уже рассказано до нас. Скажу только, что “A Plague of Lighthouse Keepers” при своей монументальности – уже наполовину рок-опера.
Отдельно необходимо отметить тексты (они достойны быть прочитанными) и обложку (она достойна быть увиденной).
Этот альбом целостен, но непрост для восприятия, однако стоит того, чтобы потратить на него время (в попытках прояснить феномен Van Der Graaf Generator в рамках арт-рока). Вообще для восприятия его есть 2 возможных состояния – созерцание и осмысление (рецензия написана в большей степени в 1-ом). Шедевр неадекватных состояний!
Blackknot
Комментарии 1