славянских богов. ПЕРУН
Имя, происхождение, специализация
Перун — главное божество славянского пантеона; бог грозы, грома,
покровитель воинов. Не только подчинил себе грозу Перун, но и сотворил ее.
Когда наш мир уже существовал, в нем не было воды. Все водные запасы находились
только на небесах, а спуститься на нашу землю не могли, потому что охранял их
страшный змей, обладающий поражающим жалом. Перун решил восстановить
справедливость — вода должна принадлежать всем, ведь если этого не будет,
то и жизнь никогда не обновится и останется без всякого развития. Верхом на
коне своем вороном, в полном боевом вооружении — с копьем и топором —
выехал Перун на честный бой, что происходил на всем известной границе между
Навью и Явью — на Калиновом мосту через реку Смородину. Перун должен был
победить, хотя на тот момент еще не был верховным богом, а был, возможно, даже
простым смертным. Но победа его обязана была состояться по той причине, что
само имя Перуна — волшебное. Оно значит: тот, кто сильнее бьёт, разящий.
Схватка Перуна со змеем длилась очень долго, три дня и три ночи. Но в конце
концов змей был повержен копьём, которое от этого удара стало лилово-синим, а
цвет этот всегда несёт гибель всему плохому. Однако было у Перуна и другое
копье — золотое. Это было копье жизни, проткнул им Перун тучу и на землю
полись потоки живительной влаги, ставшей навсегда главным источником нашего
существования. Перуна же небеса признали первым защитником Правды и
провозгласили верховным богом над всеми богами и над всеми людьми. С этого
момента Перун — хозяин грозы. Его копья стали тем, что порождает молнии:
лилово-синее копье порождает те молнии, что насылаются людям в наказание, что
могут разить смертельно; золотое же копье стало порождать молнии живые,
созидающие, пробуждающие земное плодородие. А при помощи топора и копыт своего
коня Перун производит сильнейший грохот, который в народе называют громом. И
такие сильные люди как воины могли подчиняться только сильному богу как Перун.
Поэтому тут же стал он и богом всех воинов — и простых солдат, и больших
воинских начальников.
Появление Перуна в нашем мире случается либо тогда, когда небеса разгулялись
грозой, либо когда на земле разгулялась война. Обе эти стихии во власти Перуна
и в них он может себя показать, хотя на прямой контакт с людьми не идет никогда
да и увидеть Перуна очень трудно, если он сам того не хочет. Другое дело, если
Перун по каким-либо причинам решил явить свой лик тому или иному человеку.
Очевидцы рассказывают примерно одно и тоже — в разгар грозы поднимали
вверх глаза и видели, как верхом на вороном коне или же в колеснице,
запряжённой тремя конями — пегим, гнедым и сивым — летит по небу с
величайшим грохотом и сверканием сам Перун. И либо награду он готовит человеку,
либо наказание. Понять же намерение Перуна можно по цвету его копья:
лилово-синее в любой момент может превратиться в смертоносную молнию, а
золотое — стать молнией животворящей и приносящей радость великую. Точно
так же — на коне верхом или на колеснице — является Перун во время
сражения, обычно это какая-либо решающая битва, судьбоносный для славян бой. И
Перун всегда на стороне славянских народов. Не зря ведь сохранились
воспоминания о появлении Перуна в небе над Куликовым полем в час победы войска
Дмитрия Донского и в небе надо полем Бородинским, когда русские войска показали
всю свою мощь доселе непобедимой армии Наполеона. Видели Перуна в первой
половине 1940-х годов под Курском и под Сталинградом. А совсем недавно наши с
вами современники лицезрели главного бога славян при взятии кавказского города
Грозный. Так что Перун не оставляет без помощи своей славянские народы.
Внешний вид
Все изображения Перуна — и словесные, что приводились многочисленными
очевидцами, а еще раньше включались в старинные летописи, и визуальные,
созданные на древних капищах в виде статуй, — сходятся в следующем: в
человекоподобном облике своем Перун немолодой мужчина (хотя и не старик),
борода которого серебристая, что, возможно, соотносится с сединой, то есть с
мудростью, а усы — золотые.
Волосы видны, когда на Перуне нет шлема. По цвету волосы бога похожи на
грозовые тучи: соединили в себе черное и серебряное, то есть волосы Перуна
можно признать черными с проседью.
На теле же верховного бога надеты сверкающие на солнце литые доспехи такой
тяжести, что и пять человек не могли бы их даже просто оторвать от земли. Перун
же поднимает их как пушинку и спокойно носит, словно доспехи эти сделаны из
бумаги или из ткани. Спрашивается, зачем бессмертному богу такие крепкие
доспехи, ведь убить его все рано никто не сможет? Доспехи эти помогают и грому
греметь в небесах, и воинов славянских нередко на земле в бою защищают.
Наконец, у Перуна всегда есть оружие — два копья и меч.
Тотемные животные
Есть и тотемное животное, в которое больше всего любит Перун превращаться,
когда есть желание или необходимость. Перун охотно принимает облик этого
животного, считающегося у славян покровителем всех тех, кто уважает и почитает
бога грозы и воинов. Это лесной бык Тур. Сам он черный с серебристыми пятнами
по всей его необъятной шкуре. Пятна эти так сверкают на солнце, что способны
ослепить противника. И поражает противника уже сами размеры этого быка, рога
которого возвышаются над вековыми соснами в лесу. А рога — золотые и такие
ровные, что любо-дорого посмотреть на них. Еще лесной бык Тур очень проворен и
стремителен — никому и никогда не доводилось догнать его, а вот он сам с
легкостью нагонял любого, кого хотел; мог напугать, а мог и взять да зацепить
золотыми своими рогами и бросить к небесам выше туч и облаков. Никому не
пожелаешь испытать на себе гнев Перуна в облике быка Тура. Самым же
впечатляющим зрелищем, какое только доводилось видеть, люди признают то, когда
в образе лесного быка Тура Перун несется над облаками, предвещая либо небывалую
грозу, либо страшную битву с врагами. И не случайно сделанная из серебра голова
быка традиционно украшала и украшает сейчас капища Перуна.
Капища
Капища строятся для проведения ритуалов, преследующих сразу две цели:
вызвать дождь и добиться успеха на воинском ристалище. Местом для капища в
честь Перуна обязательно должно быть возвышение. Так повелось еще со времен
почитания этого бога в древнем Киеве. Раньше туда ставили фигуру, изображавшую
Перуна в человекоподобном облике. Теперь таких фигур не делают. Вполне
достаточно уже упомянутой головы быка, которая устанавливается на священном
дереве Перуна — на могучем дубе.
Издавна дуб в мире славян именовался Перуновым деревом. И чем старше дуб на
капище, тем, как принято считать, капище древнее. А для капища возраст —
самый важный критерий оценки его деятельности. Поскольку обязательный обряд в
честь Перуна происходит летом — на третьей неделе июня — то вся
возвышенность, на которой располагается капище, должна сиять от многочисленных
цветков Перуна. Цветок Перуна — голубой ирис, шесть лепестков которого
оказываются так называемым громовым знаком. И само святилище делается в форме
такого цветка: от центра, в котором расположился вековой Перунов дуб,
расходятся шесть продолговатых ям, неглубоких оврагов, ведущих вниз с
возвышения. По низу эти овраги обильно посыпаются камнями, а накануне ритуала
туда приносятся и складываются на камнях дрова, необходимые для костров. Стихия
Перуна наряду с водой — это огонь, поэтому без костров не обойтись на
ритуале никак. Накануне же готовится и то, что будет преподнесено верховному
богу в качестве жертвы — всякая еда, какую только пожелают принести
участники обряда. Ну и, конечно, нельзя забыть о главной стихии Перуна — о
воде, которая приносится на капищный холм в нескольких ведрах и бадьях. Чем
больше воды будет на ритуале в честь Перуна — тем лучше. До начала обряда
вода делится на шесть примерно равных частей и емкости с этими частями
располагаются у окончания каждого из шести лепестков капища.
Ритуал
Сам же ритуал в обязательном порядке носит ежегодный характер, он при этом
может осуществляться и чаще по необходимости, ведь двоякая цель ритуала —
призывание грозы для пущего плодородия и мольба о воинских победах —
способствует тому, чтобы производить его тогда, когда возникает потребность, а
не только в обязательно отведенный для этого день. При этом схема обряда не
меняется в зависимости от конкретной для того или иного раза цели —
сельскохозяйственной или воинской. Такая устойчивость объясняется тем, что весь
обряд направлен на одно — на взывание к милости Перуна. Все участники располагаются
вдоль капищных оврагов-«лепестков» лицом к Перунову дубу и смотрят на это
священное дерево, пока старейшина, ведущий ритуал, обращается к Перуну с
каноническими для ритуала словами:
Всемогущий Перун! Будь милостив к нам, бедным и слабым! Помоги стать сильнее
и стать богаче! Помоги сдержать врага и прокормить семьи! Не покинь, не оставь
нас, бессмертный глава, в несчастии нашем и в безмерной благодати своей! Прости
в. ину нашу, если таковая есть, была или будет! Молим о радости, о счастье, о
любви, о всемогущий и светлый Перун!
После того как старейшина произнесет этот текст, не сбиваясь и ничего не
путая, все присутствующие хором трижды повторяют финальную фразу текста:
Молим о радости, о счастье, о любви, о всемогущи и светлый Перун!
Потом поджигаются дрова, разложенные по каменистым оврагам. А пока костры в
честь Перуна будут гореть, участники обряда подносят воду со всех шести концов
«лепестков» к Перунову дубу и выливают на корни векового дерева. Таким образом
удается сразу воздать хвалу и огненной стихии, и стихии водной. Когда же почва
под дубом впитает воду, а костры догорят, то за этим следует завершающая часть
ритуала — жертвоприношение.
Жертвоприношения
Жертвоприношение направлено на то, чтобы Перун обратил внимание на чаяния
людей и не оставил их в благодати своей. Все принесенное съестное
раскладывается на камни, где еще недавно горели костры. В давние времена сверху
это поливалось кровью жертвенных животных, которых убивали прямо здесь же.
Нынче этого не происходит, а потому съестное просто остается лежать под
открытым небом до той поры, пока звери и птицы лесные, ведомые Перуном, не
примут за верховного бога эту жертву от людей.
Откровение Перуна
Я самый великий из всех богов — могучий Перун! Если в небесах гремит
гром и сверкают молнии, то знайте, что это делаю я, проезжая верхом на коне или
же на колеснице над тучами. Однако увидеть меня дано не всякому: либо тому,
кого хочу я наказать или покарать, либо тому, кого хочу наградить. Но таких
людей очень мало. А потому не стремитесь меня лицезреть. Лучше стремитесь
почитать меня, потому что я сильнее, умнее и могущественнее всех вас. Повинуйтесь
и поклоняйтесь мне — тогда я буду рядом с вами в трудны час, тогда в бою
буду близко и буду помогать вам одержать победу даже над тем противником,
который по силе будет во много раз значительней вас. Я всегда приду на помощь к
тем, кто меня уважает и почитает.
Но пусть берегутся те, кто меня не уважает, кто не верит в меня!
Я могу быть грозен и ужасен, если впаду в гнев. Потому не гневите мне, не злите
и не сердите. Помни-те, что я самый могущественный из всех богов и равных мне
нет ни на земле, ни в небе, ни под землей, ни в море. Страшитесь, смертные,
гнева моего. Но еще пуще страшитесь моего равнодушия: настанет час, когда
понадобится помощь моя, а я на помощь не приду. Равнодушье же мое может быть
вызвано вашим равнодушьем. Поэтому не будьте равнодушными, люди!
Явления людям
Нечасто людям доводится видеть Перуна в действии — над полем брани или
же в грозовых тучах. Но те, кому довелось видеть, никогда не забудут этого зрелища:
во всей своей красе в небесах на вороном коне или же стоя в колеснице мчится
яркий собой мужчина, одетый в доспехи русского витязя и вооруженный топором и
копьями. Из-под шлема выбиваются черные с проседью волосы, золотятся роскошные
усы, серебрится борода. А взгляд устремлен вдаль — в будущее. Потому что
Перун в ответе за то, что будет на земле, в ответе за то, что ждёт человечество
в грядущем, в ответе за нас с вами.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2