Образ мирового древа
Образ мирового древа выявлен или реконструируется на основе мифологических,
в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах
разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент,
вышивка, скульптура и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего
культовых), ритуальных действиях и т.д.
Образ мирового древа играл особую организующую роль по отношению к
конкретным мифологическим системам, определял их внутреннюю структуру и все их
основные параметры. Самые ранние знаковые системы, созданные человеком и
восстанавливаемые по древнейшим источникам, восходящим к верхнему палеолиту
(наскальная живопись) не обнаруживают отчетливых следов противопоставлений с
локально – временным значением, а сам образ мирового древа в этих системах
отсутствует. Мировое древо помещается в сакральном центре мира (центр может
дифференцироваться – два мировых дерева, три мировые горы и т.п.) и занимает
вертикальное положение. Оно является доминантой, определяющей формальную и
содержательную организацию вселенского пространства.
При членении мирового древа по вертикали выделяются нижняя (корни), средняя
(ствол) и верхняя (ветви) части. По вертикали обнаруживаются
противопоставления: верх – низ, небо – земля, земля – нижний мир, огонь (сухое)
– влага (мокрое) и другие, с достаточной полнотой и точностью идентифицирующие
мифологические персонажи и мир, в котором они действуют. С помощью мирового
древа различимы: основные зоны вселенной – верхняя (небесное царство), средняя
(земля), нижняя (подземное царство) (пространственная сфера): прошлое –
настоящее – будущее (день – ночь, благоприятное – неблагоприятное время года),
в частности в генеалогическом преломлении: предки - нынешнее поколение –
потомки (временная сфера); причина и следствие: благоприятное, нейтральное,
неблагоприятное (этиологическая сфера); три части тела: голова, туловище, ноги
(анатомическая сфера);три вида элементов стихий: огонь, земля, вода
(«элементная» сфера) и т.п. Таким образом, мировое древо определяется особым
пучком признаков.
Троичность мирового древа по вертикали подчеркивается отнесением к каждой
части особого класса существ, чаще всего животных (изредка классов божеств или
других мифологизированных персонажей). С верхней частью мирового древа (ветви)
связываются птицы (часто две – симметрично или одна – на вершине, нередко –
орёл). Со средней частью (ствол) – копытные (олени, лоси, коровы, лошади,
антилопы и т.п.), изредка пчелы, в более поздних традициях и человек. С нижней частью
(корни) – змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь или
фантастические чудовища.
Горизонтальная структура мирового древа образуется самим древом и объектами
по сторонам от него. Отчётливее всего она обнаруживается в связи со стволом. Обычно
по обе стороны от ствола находятся чаще всего симметричные изображения копытных
и (или) человеческих фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы,
люди).
Если вертикальная структура мирового древа связана со сферой
мифологического, прежде всего космологического, то горизонтальная структура
соотнесена с ритуалом и его участниками. Объект ритуала или его образ всегда
находиться в центре, участники ритуала – справа и слева. Вся последовательность
элементов по горизонтали воспринимается как сцена ритуала, основная цель
которого – обеспечение благополучия, плодородия, потомства, богатства.
Значительное количество факторов позволяет реконструировать две
горизонтальные оси в схеме мирового древа, т. е горизонтальную плоскость
(квадрат или круг), определяемую двумя координатами – слева направо, спереди и
сзади. В случае квадрата каждая из четырех сторон (или углов) указывает
направления сторон света.
В культурном развитии человечества концепция мирового древа оставила следы в
многочисленных космологических, религиозных и мифологических представлениях,
отраженных в языке, в словесных текстах разного рода, в поэтических образах, в
изобразительном искусстве, архитектуре, планировке поселений, в ритуалах,
играх, хореографии, в социальных и экономических структурах, возможно, в ряде
особенностей человеческой психики в частности, особый «тест Коха» в психологии,
обнаруживающий, что на определенном этапе развития детской психики образ дерева
доминирует в создаваемых детьми изображениях.
В средние века схема мирового древа широко использовалась как средство
иллюстрации целого, состоящего из многих элементов, иерархизованных в
нескольких планах («алхимическое древо», «древо любви», «древо души » и т.п.).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев