Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ,
духов и героев
БОЯН (Баян) — славянский бог музыки, поэзии и музыкальных инструментов.
мифический поэт-певец древних славян. Упоминается в летописях.
РОДОСЛОВНАЯ: Боян — Велесов внук, сын Тура и Турицы.
ВОЛХВ. Поскольку в памяти людской Боян сохранился как Вещий, то следует
предположить, что и при жизни он был не только сказателем, но и волхвом.
ИМЯ: Баян (Боян) — русское «богач», «богатство», «богатый», «изобильный»;
бурятское «баян»; тувинское «бай», «пай». Имя и характер певца связаны со
словами «6ая(и)ть» — говорить, рассказывать, «байка» — сказка, «баюн» —
говорун, сказочник, краснобай, «прибаутка» — шутка, «баюкать» — укачивать
ребенка под песенку, «обаять» — обольстить, обворожить. Старинное «обавник»,
«обаянник» — значит чародей, «бальство» — ворожба.
СПОСОБНОСТИ: Прародитель Бояна — звериный и «скотий» бог Белес, поэтому вещий певец умеет
и слышать голоса птиц и зверей, а потом перелагать их на язык человеческий.
Струны его гуслей — живые, персты его — вещие. Боян один из немногих, кто
умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится
смертоносных песнопений Сирина
В песнях Бояна есть и шаманская традиция, связанная с представлением о
мировом дереве, и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к
общеиндоевропейскому поэтическому языку.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: От Бояна идёт традиция сложения былин, раннего устного
поэтического творчества. Он везде успевает, где случаются значительные события,
воспевает мудрость князей и подвиги воинов; но в назидание потомкам смело
«бает» о распрях, изменах, неразумной гордыне правителей, что приводит к
страшным бедам. Песни Бояна — устная летопись жизни народа.
В ЛИТЕРАТУРЕ: У Бояна вещего, бывало,
Если петь он начинал о ком,
Мысль, как серый волк в степи, бежала,
Поднималась к облакам орлом.
… Но не десять соколов взлетали,
А Боян персты на струны клал,
И живые струны рокотали
Славу тем, кто не искал похвал.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н.РЫЛЕНКОВА
ИСТОРИЯ: Согласно наиболее распространённой в современной науке точке
зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века.
Автор «Слова» называет трёх князей, которых воспевал Боян: братья-соперники
Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036) и Ярослав Мудрый (ум. 1054), а также
внук второго из них Роман Святославич (ум. 1079), — и одного князя, которого
Боян порицал: это Всеслав Полоцкий (правил в 1044—1101, в 1068 кратковременно
княжил в Киеве). Судя по тому, что двое из положительных героев Бояна правили в
Черниговском и зависимом от него Тмутараканском княжестве (а после смерти
Мстислава всей Русью, включая Чернигов и Тмутаракань, владел и третий из них,
Ярослав Мудрый), выдвигалась гипотеза о том, что и сам Боян был связан с этими
местами. Хронология показывает, что Боян был активен как певец на протяжении не
менее 40 лет. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских
скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или
песни-хулы.
СКУЛЬПТУРА: В Трубчевске (1975), Брянске (1985) и Новгороде-Северском
(1989) установлены памятники Бояну. Памятник Бояну — ключевая фигура композиции
в честь 1000-летия города Трубчевска
В ПАМЯТИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Мы сохранили имя Бояна в музыкальном инструменте
баяне.
Да и баять — рассказывать до сих пор продолжаем.
ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ. Некоторые люди предлагают день Бояна отмечать в день
славянской письменности
БОЯН, М.В.Фаюстов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1