(продолжение).
3.3Места святилищ
Местом обращения к языческим богам и принесения им жертв
(«треб») могло быть отдельное жилище, но для большего эффекта обращения
к потусторонним силам обычно для этого выбирались особые места:
срединная площадь селения, ключ-родник или луг
за околицей, берег реки или лесная поляна. Выбор места
для капища зависел, как правило, от божества, к которому
хотели обратиться. Ритуальные обряды также отличались своей разнообразностью.
Одни ритуальные действия не требовали почти никакого реквизита, кроме
венка из цветов, свежесорванной ветки березы или разведенного
на берегу костра, для другого вида ритуальных действий требовались
те или иные сооружения, то временные на одно празднество,
то постоянные «капища», «кумирни идольские» снабженные деревянными
или каменными изображениями славянских языческих божеств. Одним из самых
распространенных типов славянских культовых сооружений являются относительно
небольшие (от нескольких до нескольких десятков метров в диаметре)
площадки – капища. Обычно они служили местом поклонения какому-либо
определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Реже
на подобных капищах находят столбовые ямы нескольких идолов
(например, капище в Ходосевичах, Белоруссия). Площадки – капища обычно
располагались за территорией поселения или на окраине
могильников. Территория святилищ иногда была вымощена камнями или покрыта
глиной. О проведении здесь языческих обрядов говорит обожженная
поверхность – по-видимому, тут регулярно разжигали
ритуальные костры. Наиболее характерным признаком славянских святилищ является
их круглая (реже овальная) форма. В центре обычно помещался кумир
или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была
дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно,
для установки в них дополнительных кумиров или требников),
камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира. Капища
обносились своеобразными сакральными заграждениями от злых сил. Самым
характерным типом подобных заграждений были ровик или канавка, неглубокая,
но достаточно широкая (2–5 метров) с плоским
дном, на котором разжигались очистительные огни. Иногда в подобных
канавках находят остатки жертвоприношений: кости животных и осколки
глиняной посуды, а также охранительные предметы – ножи, топоры, гривны.
Система рвов могла перейти в систему отдельных ям вокруг святилища,
на дне которых горел огонь. Распространены были также оградки капищ
из камней (например, капище у Вышегрода, Польша). В сакральном
смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности
и сохранности и, по видимому, широко применялся в обрядовой
практике (например, находки каменных наконечников для стрел).
При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями.
В источниках встречаются упоминания оград и других типов:
из дерева (частокол) или плетня.
4Наиболее известные и изученные капища
4.1Перынь
На северо-востоке славянского мира
у новгородских словен известно легендарное капище Перуна в устье
Волхова около Ильменя на небольшом плоском холме, который во время
половодья превращается в остров. При раскопках в 1951 году
на урочище Перынь выявлены остатки трех святилищ. Лучше всего исследовано
центральное, по предположению академика Б.А. Рыбакова, изначально
посвященное подземно-подводному богу Ящеру,
но впоследствии перестроенное по реформе князя Владимира. "Святилище
представляло из себя горизонтальную площадку в виде правильного круга
диаметром 21 м,
окруженную кольцевым рвом (ширина 7м, глубина более метра.). Точно
в центре площадки обнаружена яма от столба диаметром 0,6 м, здесь стояла
деревянная статуя Перуна (по первой Новгородской летописи Старшего Извода,
в 988 г. статуя была срублена и сброшена в Волхов). Перед
статуей находился жертвенник круглой формы, сложенный из булыжных камней.
Ров, окружавший площадку, в плане представлял не кольцо,
а восьмилепестковый цветок, образуемый восемью правильно
и симметрично расположенными ямами. На дне каждой из ям
во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной
из них (восточной, обращенной к Волхову) огонь горел постоянно (рис.
Приложение 1). Найденные три святилища, по утверждению Седова В. В.,
являются ни чем иным, как тремя отдельными капищами, существовавшими
в разное время, но построенные по одному принципу.
Это утверждение он доказывает различной датировкой найденной
там лепной керамики. Наиболее интересно то, что по сути
получается, что поставленный Добрыней некогда на это место Перун
был только дополнен к основному, более раннему, пантеону богов.
Б.А. Рыбаков относит ранних богов к Роду и роженицам Ладе и Леле,
причисляя так же Рода другому богу – богу воды Ящеру.
4.2Звенигород
На Украине, в Тернопольской области было откопано городище возле
правого берега реки Збруч у села Крутилов (рис. Приложение 2). Найденный,
так называемый, «Збручский идол» дал возможность судить
о мировоззрении древних славян. Это святилище выделяется большими
размерами, сложной структурой и богатыми жертвоприношениями.
Две части площади святилища, разделенные дополнительным валом, имели
различное назначение. Часть, расположенная наверху склона, была самым святым
местом, на ней находилось четыре капища, на которых стояли самые
важные объекты поклонения – идолы и проводились наиболее ответственные
обряды под руководством жрецов. Около одного из капищ находился
небольшой храм, в котором стоял каменный идол. Около капищ стояли большие
наземные дома-контины, в которых хранились
богатства святилища. Здесь же, по склону были устроены специальные камеры,
где пекли ритуальный хлеб в хлебных нишеобразных печах.
На основной части святилища Звенигород откопано 16 хлебных печей.
Возле некоторых из них обнаружены остатки жертвоприношений. Наверное,
обряд, связанный с выпеканием священного хлеба, занимал главное место
в ритуальных действиях на святилище. Важная роль в составе
святилища Звенигород принадлежала источникам воды у подножия мыса,
на котором было расположено городище. Возле одного из них, воду
которого местные жители используют для лечения глаз, размещались длинные
дома для жертвенных трапез. Эти обряды связаны с культом воды.
От источника и длинных домов проходила изложенная камнями дорога
шириной 1,5 м к другим культовым местам, а дальше к капищам.
Это дорога торжественных ритуальных процессий. Особенного внимания
заслуживают богатые и многочисленные остатки жертвоприношений на городище-святилище. Они здесь хорошо сохранились.
Остатки жертвоприношений свидетельствуют в первую очередь о том,
что святилище посещали паломники различных территорий и социальных
групп. На его алтарях найдены вещи, которые могли принадлежать богатым
жителям городов, например, дорогие украшения тонкой ювелирной работы, денежные
знаки. Оставленные на святилище сельскохозяйственные орудия труда (серпы,
косы) могли принадлежать крестьянам, а ремесленные орудия труда (долота,
тесла, точильные бруски) – ремесленниками. Среди подобных находок есть вещи
киевского происхождения, например, крест-енколпион,
изготовленный в Киево-Печерской Лавре.
Эти жертвы еще раз подтверждают предположение о том,
что Звенигород было главным, наиболее уважаемым язычниками ХI-ХIII вв. Сам Збручский идол состоит из трех
ступеней, олицетворяющих трехярусность мира в представлении славян.
В нижнем ярусе отображена Навь – нижний мир, оставивший свое
имя в русском языке: навьяк – мертвец. В украинском языке
навиженый – одержимый, т.е. находящийся под влиянием Нави. Однако Навь
не царство зла – это смерть, которая предшествует жизни,
как непроросшее зерно. Изображенную там фигуру принято считать
Велесом, богом подземного царства, однако вряд ли можно с этим
согласиться. Велес имел огромное значение в пантеоне славян, из-за специфики его ритуалов, его идолы ставились
на отдельных капищах, сложно предположить, что его изобразили
на идоле другого бога – это неуважение к обоим. Вероятнее всего,
что это души умерших предков, поддерживающие людей из своего нового
жилья – Нави. В пользу такой трактовки говорит и отсутствие подобного
изображения на одной из граней, что будет обосновано ниже.
В среднем ярусе отображен мир людей – Явь, богато представленый
в языках всех славянских народов: явный, наяву, проявить, появиться. Там изображены
человеческие фигурки. И наконец в верхнем ярусе Правь –
мир небесных богов ( править, правильный, правый), мир, где находится
тот, кому собственно и посвящено изваяние: Бог управляющий
и небом, и людьми на земле, и душами умерших в подземном
мире. Збручский культовый комплекс являлся одним из крупнейших центров
славянского язычества. Действовал он до середины XIII
века и был оставлен во времена монгольского нашествия.
5Городища
Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ.
Воплощена она и в так называемых малых городищах – святилищах.
Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров
в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов
и валов. Известны городища – святилища по всей территории славянского
мира. Эти культовые памятники располагались на уединенных
территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства и защищенные
естественными преградами. Основные места постройки подобных святилищ – острова
сухой земли на болоте (известны в основном в Смоленьщине и Белоруссии),
крутые берега рек (Прикарпатье), холмы или горы (Польша), острова
на озерах (Германия). Своеобразное положение определило названия ряда
таких памятников – болотные городища. Исследуя городища – святилища ученые
выявили ряд отличительных признаков этих памятников: отсутствие культурного
слоя, внутренний ров отделявший непосредственно капище с кумиром
божества от места сбора народа – требища, общая круглая (реже овальная)
форма, следы очистительных костров на валах и во рвах, окружавших
святилище. Также известны остатки длинных общественных домов, являвшихся, по-видимому, центрами сбора отдельной общины или рода.
От обычных культовых капищ подобные памятники отличаются наличием одного
или нескольких валов по диаметру окружавших место славлений
и молений. Планировка и размеры этих насыпей различны.
Во внутреннем круге иногда обнаруживаются следы повторного вала,
выделяющие небольшую площадку с идолом в центре. Возможно,
на валах устанавливали дополнительное укрепление – деревянный частокол.
Еще одной особенностью городищ является наличие остатков наземных
или полуподземных помещений, выполненных из дерева и примыкающих
к внутренней стороне основного вала. Характерным примером подобных городищ
является Ржавинское святилище на Украине. Здесь выявлены две круглые
насыпи, на которых устанавливались специальные каменные вымостки
для разжигания ритуальных костров. Центральная площадка небольшого размера
была опоясана первым валом с пологими краями. Далее следовал небольшой
ров, за которым располагалось основное место сбора народа – требище. Здесь
раскопаны остатки длинных домов. Все святилище целиком вновь опоясывали
вал и ров (на сей раз более широкий). Иную форму имеет святилище
на Благовещенской горе недалеко от Вщижа в Черниговской области.
Расположено оно на высоком мысу над рекой. К подковообразному
валу ограждавшему святилище со стороны поля примыкал огромный
дом с входом посередине, где к валу через широкий
ров примыкал земляной мост. На внутренней стороне капища обнаружены
остатки отдельных массивных деревянных столбов, глубоко врытых в землю.
Ряд этих столбов повторял дугу вала и длинного дома. Вероятнее всего
это были изваяния богов, которые почитались на капище. В южной
части городища, ближе к южному выходу, было обнаружено огромное кострище,
служившее вероятно жертвенником. Сакральная сущность подобных городищ –
святилищ заключалась по-видимому в убежище
от действий злых сил. Удаленность и труднодоступность способствовали
защите общины, построившей подобное убежище, не только от духовных,
но и от физических противников. Как отмечал Б.А. Рыбаков
"несомненна их связь с культом подводно-подземных
сил «нижним миром», лучше всего выраженная самим болотом", местом
на котором в основном и располагались подобные памятники.
Не вызывает сомнение наличие у древних славян особых деревянных построек,
в которых находились изображение богов и происходили языческие
ритуалы. Из источников – летописей известен в земле балтийских славян
основной религиозный центр, располагавшийся в Арконе – священной
деревянной крепости на острове Руян. По свидетельству Саксона
Грамматика город был построен на труднодоступном мысу, с запада
был закрыт высокой насыпью с укреплениями. Внутри он вновь
разделялся валом и рвом, отделявшими святилище от остальной
территории. На центральной площади стоял деревянный храм прямоугольной
формы, в котором находился кумир главного божества жителей острова –
Святовита. Как полагает ряд исследователей, наличие храмовых зданий
поэтому является особенностью западных славян, связанных с аналогичной
кельтской традицией. Но однако краткие описания подобных сооружений
встречаются и у восточных славян. Иногда в качестве языческих храмов
рассматриваются дома-контины, места сбора населения
для ритуальных пиров, хранилища ценных предметов, содержавшие по-видимому и «кумирни идольские». Рассматривая вопрос
о языческих храмах, академик Б.А. Рыбаков отметил селище Грудок,
на котором обнаружены остатки подобной контины. Она представляла
собой круглое наземное сооружение внутри, которого обнаружены остатки
жертвенного кострища с глиняным основанием. Ближе ко входу обнаружены
следы обгоревшего дерева, по предположению Рыбакова, бывшего некогда
идолом. По бокам сооружения выявлены ниши, в которых также находились
кумиры. При круглой форме постройки и центральном положении жертвенника
вполне естественно предполагать наличие дымового отверстия в кровле
здания. Возможно, подобные контины, в которых устанавливались идолы,
и являлись собственно языческими храмами, служившие обрядовым целям
отдельного села или общины. Помимо характерной для славянского
язычества круглой формы святилищ встречались и прямоугольные (квадратные)
здания. Кроме Арконского храма к подобному типу относится постройка около
села Зеленая Липа на Днестре. Имея квадратную форму, контина
был сложена из параллельных бревен, обмазанных глиной. В центре
выявлена глубокая яма со следами вертикально стоящего столба,
возможно идола. Вряд ли к храмам могут быть отнесены длинные дома на городищах-святилищах. Их ритуальное использование
ограничивалось проведением пиров и советов собравшихся на капище людей,
а также хранением обрядовых предметов (возможно и изваяний божеств).
Кроме святилищ, на которых проводились обряды отдельных общин,
в славянских землях известны особые культовые комплексы, которые
на праздниках объединяли представителей целого племени, а то
и племенного союза. В состав подобных комплексов входили
все приведенные выше типы капищ в сочетании с поклонением
окружающим природным объектам. Культовые места, входившие в ритуальные
комплексы, имели сложную планировку, неоднократно перестраивались
и создавались на протяжении нескольких веков. О регулярных
празднествах, собиравших массы населения говорят многочисленные остатки
жертвоприношений животных. Состав жертвенных предметов на городище
достаточно богат – разнообразное оружие, орудия труда, украшения.
К сожалению, большая часть крепости была смыта морем, что затрудняет,
несмотря на стогую планировку, составление целостной картины
о святилище. Крупные культовые центры известны в Польше. На горе
Шлонже в Силезии и ее окрестностях известны «каменные круги» –
ряд каменных валов окормляющих холмы. До сих пор идет спор
о принадлежности каменных стел, изображающих различных животных,
обнаруженных на этих памятниках, славянской культуре. На вершине
Шлонжи выявлено святилище, окруженное каменным валом со следами ритуальных
костров, характерных для славян. Ритуальные и жертвенные предметы,
открытые на этих памятниках, также характерны для славян – оружие
(топоры, наконечники, ножи) и бытовые вещи (пряжки, замки). Состав находок
в целом сходен с находками в Арконе. Из глубины тысячелетий
вели свое начало традиционные языческие верования. Постепенно развиваясь,
они достигли высокого уровня, многопланового понимания мироздания.
С подъемом хозяйства и развитием общественной жизни населения
произошел расцвет языческой религии. Появились особые места, которые собирали
на празднества и обряды не только представителей одной семьи,
но и все племя, что способствовало объединению людей и,
в конечном счете, развитию государственности. С появлением капищ
связано также и появление института жречества. Древнее язычество оставило
многочисленные материальные памятники, показывающие высокий уровень развития
славянской культуры. Среди них особое место занимают святилища –
религиозные и общественные центры древнего общества.
6Заключение
На сегодняшний день о капищах древних славян известно мало. Найденные
капища, городища и другие святилища исследованы настолько, насколько
это только было возможно, но до сих пор мы можем лишь
представлять себе какими были обряды и ритуалы наших предков – язычников.
Крупнейшие исследователи, подходившие к таким вопросам, как изучение
язычества, распространение его по территории, расселение славян,
их культура и т.п., рассматривали исторические науки, тесно соприкасающиеся
друг с другом. Это говорит о том, что историю славянского
народа и его культуры мы вынуждены изучать путем сопоставления данных
различных наук, каждая из которых вносит определенную часть знаний. Капища
– это немаловажный отголосок в истории славянского язычества.
Благодаря им мы можем не только судить о мировоззрении древних
славян, но и выделять особые предпочтения, угадывать верования
и традиции. Капища являются достоверным материальным доказательством
подтверждения масштабности язычества древних славян. Учитывая ареал распространения
капищ на большой территории, можно смело утверждать, что язычество
носило массовый характер. Информация других наук только подтверждает это,
исключение составляет только то, что в разных местностях, намного
удаленных друг от друга, сами обряды, ритуалы, названия божеств
и т.п. претерпевают иногда даже очень значительные изменения. Но беря
во внимание то, что люди в то время обожествляли,
как правило, непонятные им силы природы, всегда можно проследить
параллель, даже между удаленными областями, отождествления языческих религий.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2