Генограмма Рода
Учитель:
– Доброго здоровья, наследники Великих Родов! Вот и
снова мы встретились с вами через сутки. Вижу по глазам, что если я не
предоставлю слово для ваших высказываний, то день пройдёт зря. Потому сразу же
передаю слово Егору.
Егор:
– Столько желающих, что давайте первое слово я дам
девочкам. Говори, прекрасная Ирина.
Ира:
– Я вдруг поняла, что Род надо уважать. Ночью мне
приснился сон, в котором ко мне подошла моя прабабушка по моей маме и сказала: «Спасибо,
тебе внученька». Прабабушка была такая светлая, я почувствовала себя на
седьмом небе от любви к ней.
Утром я спросила маму: «Как звали мою прабабушку, которая
вся такая светлая и лёгкая?» Мама ответила вопросом: «Ты же не видела
бабу Пелагею? Она действительно похожа на тот портрет, который ты нарисовала.
Она даже последние годы своей жизни ходила в такой яркой накидке. Ещё соседи
говорили: «Что ты вырядилась на старость?» А бабушка отшучивалась.
Тут я совсем «поплыла» и говорю маме: «А накидку она застегивала
брошкой с синим сверкающим камушком?» Тут уж мама совсем потерялась.
Смотрит на меня и говорит: «Да откуда же ты всё это, доченька, знаешь?»
И я сказала маме, что моя прабабушка Пелагея приходила сегодня ко мне во сне. А
сама я подумала при этом, что, наверное, все наши предки где-то живые. Что их
уважать надо и любить, тогда они будут спокойны и ласковы.
Лена:
– Страшно-то как. А правда, что теперь к нам неживые по
ночам будут приходить?
Василий:
– Да что ты, Ленка, напряглась-то? Всех неживых давно
сожгли или закопали. Уж если бояться, так злых живых.
Евгений:
– А я думаю, не надо сейчас говорить плохо о тех, кто
ушёл из жизни. Мне кажется, что если думать о них так, как Ира, то мы получим
только помощь от них и добро.
Анастасия:
– А я домашнее задание сделала. Посмотрела, поизучала
папу с мамой и увидела у них такой стереотип. Если папа первым уходит на
работу, то мама всегда его поцелует. А когда папа возвращается с работы, то он
маму целует.
Пётр:
– А я у себя нашёл стереотип поведения. Когда я начинаю
сердиться, то у меня никакое дело не получается. И я понял, что если что-то
меня сердит, то лучше ничего не делать, пока сердитость не пройдёт.
Оля:
– Я поняла, что моя бабушка правильно говорит: «Утром
нисходить с постели на землю нужно с той ноги, которая счастье приносит».
Потому я перед экзаменом всегда стараюсь спрыгивать с постели на правую ногу.
Она мне всегда счастье и успех приносит.
Учитель:
– Думаю, ваши наблюдения по мере нашего с вами общения
будут приносить вам пользу. Ибо вы уже научитесь создавать и использовать в
своём поведении те стереотипы, которые будут радовать вас.
А теперь давайте-ка вернёмся ко второму уроку. Все, конечно,
ещё помнят построение, которое мы с вами делали. У нас даже Егор говорил, что
теперь можно Род нарисовать. Пожалуйста, Егор, вот доска, мел. Попробуй
изобразить схематично наше построение. Давайте мальчиков обозначим
квадратиками. Девочек обозначим кружочками. А те пары, которые стояли, взявшись
за руки, соединим прямыми линиями.
Егор выходит к доске, берёт мел и рисует схему.
Учитель:
– Прекрасно, Егор! Красиво у тебя получилось, и ты даже
запомнил: кто, где и с кем стоял.
Егор:
– Я вот думаю, что линий чересчур много. Не так красиво
получилось, но зато похоже на дерево.
Учитель:
– Кто что думает об этом рисунке? Пожалуйста, все.
Все:
– Схема дерева получилась, только корешки какие-то
коротенькие, да и мало их…
– А в начальной школе мы рисовали всех родственников на
генеалогическом древе. Оно было гораздо красивее и живее.
– Это дерево какое-то инопланетное.
– Это дерево нашего класса. Надо его на стенке
нарисовать.
Учитель:
– Спасибо всем! Пожалуйста, Егор, садись.
Давайте теперь немного поразмышляем. Как вы думаете, что мы с
вами пытались показать через ребят, которые сидели и держали за ноги? Этих
ребят Егор изобразил короткими линиями. Пожалуйста, ваши суждения.
Все:
– Это корни.
– Вовсе нет, это связи, которые держат.
– Может быть, это и есть кровные связи, которых не
видно, а держат они крепко.
– Тогда и руки, которые положены на плечи, тоже связи.
– Может быть, это память наследственная так изображена.
А тогда пары, которые взялись за руки, какие связи?..
– Да это же родители. У них вся связь – штамп в
паспорте.
– И вовсе нет – не штамп, а любовь или венчание.
Учитель:
– Молодцы! Вы всё правильно разобрали. Теперь давайте я
разложу по полочкам ту информацию, которую мы с вами вместе придумали и собрали
сначала в построении, а потом Егор нам отобразил её схемой.
Тот рисунок, который нарисовал Егор, изображает схему
родства. Построение родственных схем началось в Средние века в Европе. И
вызвано было необходимостью в передаче наследства. Естественно, что наследство
передавалось в основном детям, внукам. Для этого надо было понимать, знать, кто
чей потомок. Родилась наука генеалогия – наука о родстве. Генеалог
профессионально строил схему родственных связей, которая получила романтическое
название «генеалогическое древо». Действительно, схему изображали в виде
дерева, которое стоит и корни у которого – ушедшие в мир иной родственники.
Помните я вам приводил народную поговорку: «В отце зри корень, в сыне –
ветвь, а в духе – плод».
По мере нарастания желания схематично обозначить всех родственников
древо трансформировалось в родословные росписи, которые уже были лишены
романтизма в изображении, но обладали большой информацией. В Казахстане,
например, местные жители назвали такую схему шежере. Детей начали воспитывать
там в уважении к предкам, и одним из показателей культуры было знание своих
пра…пра…родителей до седьмого – двенадцатого поколений.
В середине XX столетия люди придумали упрощённую схему
генеалогического древа, так как стали вдруг замечать, что образ жизни и
здоровье потомка во многом зависят от образа жизни и здоровья его предков. Эту
схему назвали генограмма. Егор нам с вами и нарисовал на доске
генограмму. Схему можно ещё упростить. Для этого мы с вами договариваемся.
Постулируем, то есть считаем, то, о чём договорились, само собой разумеющимся.
Вот скажите, пожалуйста, на нашей с вами придуманной схеме,
как Юра связан со своими родителями? Пожалуйста, ваши суждения.
Все:
– Кровными узами, генетически, наследственной памятью,
внешностью, кровным родством.
Учитель:
– Ура! Смотрите, как вы уже легко произносите термины. И
при этом вы понимаете, что значат кровные узы, что значит наследственная
память. Следовательно, мы можем с вами договориться и не изображать тех, кто
держит нас за ноги. Кстати, в реальности родственники не держат друг друга за
плечи или за ноги. А как присутствуют эти связи в реальности? Где они?
Пожалуйста, все.
Все:
– Это связи. Они в родителях.
– Да они и в нас, и в родителях, и в наших
пра…пра…родителях. И вообще, эти связи не видны.
– А если ты живёшь один на острове?.. Тогда эти связи
внутри тебя. Гены родственников – они же внутри каждого из нас. Да вообще всё
внутри нас. И кровные узы, и культура, и гены.
Учитель:
– Приятно с вами работать. Вы так быстро ориентируетесь
в информации. Конечно, всё внутри каждого из нас. Папа с мамой передали нам
каждый по двадцать три хромосомы, то есть они передали нам всю генетическую
библиотеку, собранную их предками. И каждый из нас с вами теперь самый
богатый человек своего Рода. Так как его библиотека генетическая состоит из
полной библиотеки Рода папы и Рода мамы.
В таком случае, если мы с вами теперь знаем, что всё внутри
каждого из нас, нам на схеме остаётся только показать, кто наши родители.
Егор:
– Можно я нарисую? Я уже понял.
Учитель:
– Даём слово Егору?
Все:
– Конечно, даём, у него же по геометрии и по рисованию
одни пятёрки. Даём, даём.
Учитель:
– Пожалуйста, Егор, не стирай первую схему и рядом
нарисуй вторую.
Молодчина! Супер! Прекрасно! Вот мы и получили с вами
настоящую генограмму Рода Юрия. Посмотрите, Егор даже проставил римскими
цифрами поколения, начиная в нумерации с Юры. Скажите мне сразу все, кем
приходятся Юре по родству люди, обозначенные римской цифрой IV?
Все:
– Они прародители Юры. Они его прадедушки и прабабушки.
Олег и Алик – прадедушки по отцовской линии. Саша и Иван – прадедушки по
материнской линии.
– Здорово, Мурат! А почему же ты прабабушек не назвал?..
У них же в шежере нет прабабушек. А на этой схеме видно, что Анастасия и Люба –
прабабушки по отцовской линии, а Вера и Ира – прабабушки по материнской линии.
Мурат:
– Вот я тоже теперь хочу сделать в шежере и всех моих
предков по женской линии.
Учитель:
– Между прочим, уважаемые коллеги, уже пять минут, как
прозвенел звонок.
Все:
– Давайте вечером соберёмся и ещё поучимся. Я хочу
генограмму своего Рода нарисовать.
– А можно мы все начнём рисовать генограммы дома?
Учитель:
– Конечно можно! Только я вас попрошу: не наседайте
сильно на родителей. Постарайтесь сделать так, чтобы они с удовольствием
помогли вам вспомнить родственников и помочь в составлении схемы.
Егор:
– Эту схему можно и на компьютере запросто сделать.
Учитель:
– Кто сможет сделать программу рисования такой схемы на
компьютере, поделитесь с другими. Тогда у вас, ребята, дома сбор информации и
схемы от руки с переводом впоследствии на компьютерный язык. Кто у нас главный
компьютерщик?
Все:
– Конечно, Ваня.
Учитель:
– Не возражаете, если создадим группу быстрого
компьютерного реагирования из Ивана, Егора и Мурата? И руководителем группы
назначим Ивана? Они подготовят нам программу, которая поможет строить
генограммы на компьютере.
Все:
– Ура! Согласны!
Учитель:
– Группа быстрого компьютерного реагирования, согласны?
И если согласны, то сколько нужно вам времени?
Иван, Егор, Мурат:
– Очень даже согласны. Если в таком варианте как на
доске, то к вечеру сделаем.
Учитель:
– Предлагаю остальным. Вспомните, пожалуйста, как вы
себя чувствовали в живом построении Рода, которое мы делали с вами на втором
уроке. Попробуйте вспомнить и попробуйте объяснить, от каких связей возникли
ваши чувства.
И ещё. Я увидел в вас сильное желание построить генограмму
своего Рода. Я знал, что такое желание обязательно возникнет, и поэтому заранее
подготовил для вас интересную анкету. Егор, раздай, пожалуйста, всем листочки с
вопросами.
Анкета
1. Форма семейного союза ваших родителей:
Официально оформленный______________
Венчанный________________________
Гражданский_______________________
2. Это единственный семейный союз ваших родителей?
_____________________________
Если нет, то который по счёту?___________
3. Есть ли повторные семейные союзы у мужчин вашего
Рода?
________________________
У женщин?________________________
Какую форму семейного союза предпочитают в вашем Роду?
_________________________
Есть ли единая тенденция? Какая?_________
4. Каковы причины образования неполных семей?
У ваших родителей____________________
В Роду ___________________________
5. Сколько ныне живущих семей среди родственников вы
можете насчитать?
Из них:
полных___________________________
неполных__________________________
6. Сколько лет насчитывают семейные союзы?
У ваших родителей___________________
В вашем Роду_______________________
«Рекордсмены» Рода по семейному стажу:___лет.
7. В каком возрасте создали семейные союзы в вашем Роду?
Ваши родители_____________________
Женщины Рода_____________________
Мужчины Рода______________________
8. В каком возрасте родился первый ребёнок у ваших
родителей?________________________
Возраст мамы_______________________
Возраст папы_______________________
Второй ребёнок_____________________
Третий ребёнок_____________________
И далее___________________________
Есть ли тенденция в Роду_______________
9. Количество детей в вашей семье___________
У ваших родителей___________________
У родителей вашего папы / вашей мамы_______
В семьях Рода______________________
Максимальное количество детей в семье Рода?__
10. Соотношение сыновей и дочерей в вашей семье__
В семьях Рода______________________
11. Наличие близнецов___________________
Двойняшек и далее___________________
12. Национальности: (ваша)________________
Папы/мамы________________________
Перечислить в вашем Роду_______________
13. Были ли в вашей семье, в вашем Роду: репрессии со
стороны государства, если были, то в какой форме и по отношению к кому_______
Погибшие:
на войне__________________________
в техногенных катастрофах______________
в природных катастрофах_______________
14. Наследственные заболевания:
Какие____________________________
У мужчин__________________________
Женщин__________________________
Во сколько лет проявились______________
Были ли в предыдущих поколениях люди с тяжёлыми
заболеваниями?
____________________
15. Есть ли (были) дети сироты в семье ваших родителей,
в Роду?
________________________
Если да, то:
в результате чего ребенок стал сиротой______
кто из Рода стал сиротой (мальчик, девочка)___
каков статус сироты в Роду по мере взросления (папа, мама,
дедушка, бабушка.)
__________
16. Воспитанием детей в основном занимаются:
родители __________________________
бабушки__________________________
дедушки__________________________
17. Кто в семье пользуется авторитетом_________
в Роду_____________(мужчины, женщины)?
18. Средняя продолжительность жизни в Роду_____
минимальная__________(мужчина, женщина)?
максимальная_________(мужчина, женщина)?
19. Наличие вредных привычек в семье_________
в Роду____________________________
алкоголизм (муж./жен.)________________
курение (муж./жен.)__________________
трудоголизм (муж./жен.)________________
игромания (муж./жен.)_________________
другие____________________________
20. Смена места жительства семьи____________
Если есть, то:
причины__________________________ как
часто__________________________
в каком возрасте для членов семьи (папа, мамам,
дети_____________________________
21. Постарайтесь посчитать ныне живущих представителей
Рода:
всего____________________________
из них:
70 и более лет______________________
50—70 лет_________________________
40—50 лет_________________________
30—40 лет_________________________
20—30 лет_________________________
10—20 лет_________________________
0—10 лет__________________________
Среди них представители
мужского пола______________________
женского__________________________
22. Со сколькими из них вы видитесь регулярно___
Не виделись 1 год____________________
от 1 год до 3 лет_____________________
3—5 лет__________________________
5—10 лет__________________________
более 10 лет________________________
Далее____________________________
23. Сколько их них вы можете назвать счастливыми?
24. Род занятий, увлечения в семье___________
в Роду____________________________
Таланты (какие?)____________________
Творческие или профессиональные династии___
Успехи и достижения семьи_____________
Рода____________________________
25. Были ли в предыдущих поколениях люди, оказавшие
положительное влияние на судьбы других людей?_____________________________
26. Семейные праздники и традиции__________
Ответы на вопросы этой анкеты помогут вам собрать наиболее
полную информацию о вашем Роде, а также понять суть некоторых проблем в Роду и
пути их преодоления. Но об этом подробнее вы узнаете на следующих уроках. А
пока собирайте необходимую информацию. Воспользуйтесь помощью ваших родителей.
Будет очень хорошо, если вы увлечёте их составлением генограммы. Ведь многие
вопросы в ней именно для них. Вам также может понадобиться помощь ваших бабушек
и дедушек, более далёких родственников. Встречайтесь с ними, созванивайтесь,
пишите письма. Собирайте фотографии. В общем, вовлекайте в это прекрасное дело
весь свой Род. Создавайте Родовые книги, вычерчивайте генограммы. Пишите
историю своего Рода, обязательно пишите! Ведь история вашего рода является
составной частью истории нашей Родины. В своё время великий русский поэт А.С.
Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и
безнравственности».
Ну вот теперь всем до свидания. Желающие могут прийти сегодня
в 18.00 в школьный пресс-центр. С разрешения директора нам выделено время до
20.00. Мы начинаем с вами игру под названием «Сила Рода». Поставьте,
пожалуйста, в известность своих родителей и постарайтесь получить от них добро
на ваш вечерний выход.
Родительские университеты
«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ»
Мама – сын
– Мишенька, как у тебя в школе?
– Классно, мам! У нас теперь новый учитель – Николай
Васильевич. Он рассказывает о Родологии.
– А что, есть такой предмет?
– Николай Васильевич сказал, что это целая наука, что
через неё всё можно узнать про каждую семью.
– И ты теперь всё знаешь про нашу семью?
– Да, мы наш Род нарисовали. И теперь я даже знаю, почему
мы живём без папы.
– Ого, я не знаю, а ты знаешь.
– Потому что ты не слушала такую науку. Вот скажи,
почему у твоей бабушки Кати нет дедушки?
– Ну, ещё до того, как меня родили, дедушка – твой
прадедушка – ушёл на войну и погиб, защищая нашу Родину, всех нас. И что?
– А то, что, если бы твой дедушка вернулся живым с
войны, у меня был бы папа.
– Постой-постой, ты меня совсем запутал. При чём здесь
дедушка?
– При том, что после его ухода все женщины в нашем Роду
будут жить без мужчин! Он заложил такую программу.
– Да, а у тети Тани есть муж и, как ты знаешь, два сына
– твои братья.
– Здорово, я им сейчас звякну, и мы поболтаем.
– Не торопись, расскажи сначала мне.
– Да как ты не понимаешь, мам? Тетя Таня же младше тебя,
потому она и живёт с мужем. И на рисунке Рода это всё видно. Ладно, я побежал.
Мам, не расстраивайся. Николай Васильевич сказал, что все родители немного
тормозят, но он для Вас отдельно проведёт занятие в пятницу, на родительском
собрании. Напиши в дневнике, что я тебе сказал.
– Миша, подожди, что значит нарисовал Род?
– Мама, вот в тетрадке посмотри. А я прибегу и тебе
расскажу, хорошо?
– Мишенька, похоже, тебе новый учитель понравился?
– Не просто понравился. Он, мама, супер.
– Твоя бабушка и я сказали бы о таком человеке: «У нас
прекрасный новый учитель, нам повезло – к нам пришёл удивительный учитель, мы в
восторге от нового учителя».
– Мамочка, ну теперь же другие дети – никто не будет так
долго выговаривать, какой учитель. А скажут просто: учитель – супер. И все уже
поняли, что лучше учителя не бывает.
– Мишенька, и откуда взялся ваш Николай Васильевич?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2