Береза на Руси святое дерево.
Магические действия со священным деревом не могли не иметь места. В первую очередь шли в ход всевозможные обереги и изделия, которые могли отгонять навью нечисть и защищать человека от болезней и сглазов.
Ещё не родился ребёнок, но у постели роженицы должна была стоять берёзовая метла, чаще печная, как защита от злых сил. Колыбель новорожденного изготовлялась также из берёзы. Солонки оплетались берёзовым лыком для защиты от мелкой зловредной нечисти, к которой, например, относилась кикимора. Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка берёзы была пожеланием здоровья хозяину и семье. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни чтобы «велись» кони.
Берёза – дерево жизни. Нет берёзы – нет лодок – нет рыбы, основной пищи. В природе всё взаимосвязано.
Берёза плакучая считалась деревом особым - ее иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мертвых. Её сок, почки, кора, древесина и листья никогда не использовались для лекарственных целей, но только для магических. Верили, что это дерево имеет связь с нижним миром, что его любят русалки и утопленницы, они с берёзы спускаются, на берёзах качаются, или на кривой сидят. Поэтому именно плакучую березу украшали в русальную неделю, чтобы задобрить потустороннюю силу. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь чего-либо худого. В старину к нему ходили, чтобы заручиться помощью предков в каком-либо важном деле или попросить защиты от беды или болезни.
Берёзовый банный веник. Вот в нём-то и сохранилась и магия энергии, и сила излечения, и умиротворяющий берёзовый дух. В нём соединилась вся польза для тела молодого и старого. В нём та самая золотая середина всех действий перечисленных, и он заслужил считаться символом русской бани. И ветки для него заготавливают тоже с середины кроны берёзы, чтобы всего в нём было в меру и в достаточности: и прочности, и гибкости, и ласковости, и листвы трепетной, и духа русского. Лучшим днём для срезания веток считается Купальница (6 июля). В этот день полагалось ещё, и попариться со свежим берёзовым веником, в который вплетались дополнительно различные травы и цветы.
«Веники, веники,
Веники, комелики
На печи валяются,
В лапти обуваются …» - припевка при заготовке веников.
Владимир Солоухин в своей книге «Третья охота» с теплом перечислял бытовые изделия из берёсты, какие мог припомнить: «…когда строили дом, под углы сруба, на кирпичные столбы клали по широкому листу бересты, тогда сырость не могла проникнуть от земли к бревнам, и нижний венец не гнил. Все же все туеса и туесочки, с которыми ходили по ягоды, но в которых также держали сметану и носили в поле квас и в которых теперь еще где-нибудь на Вятке или на Сухоне солят рыжики, - все это было из бересты. И вообще всевозможное берестяное плетение - кошели, носить в поле еду, карманные солонки, табакерки, брусочники, ковшички, дудочки, шкатулочки...».
Лесная берёза служила посредником между людьми и Лешим. Для обращения к лесному духу надо было на берёсте написать и прикрепить к деревьям своё прошение, например, вернуть заблудившуюся корову, помочь не заплутаться девкам, когда они пойдут по ягоды, попросить пригнать на охотника добычу, и тому подобные просьбы. В Закарпатье был обычай просить о рождении сына беременной, которая, глядя на лес, должна была произнести: «Все в лесу дубы, лишь одна берёза».
В старину в ходу была лечебная или знахарская магия, очень часто связанная с берёзой. Растущей берёзе практиковали передачу болезни, причём могли шантажировать её, угрожать, чтобы дерево действительно забрало болезнь. Русские знахари скручивали над больным человеком берёзовые ветки и говорили, что не отпустят их, пока болезнь не отступится. Страдающий малярией должен был трясти берёзку, приговаривая: «Тряси меня, как я тебя, а потом перестань». Существовало много приёмов «лечения» при перемежающейся лихорадке, например, окачивали больного водой в лесу, через берёзку; связывали над головой больного две ветви берёзы и говорили: «Покинешь – отпущу, не покинешь – сгинешь». Иногда угрожали самой болезни. В заговоре от стенокардии есть такие слова: «Брошу жабу под берёзов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило». Распространён был обычай искупать больного ребёнка и вылить воду под берёзу, или просто снести к ней дитя, особенно девочку (мальчика обычно носили к дубу), сказать заговор, и болезнь перейдет к дереву. Если ребенок плохо спал по ночам, мать мальчика обращалась к дубу, если это касалось дочки, то - к березе со следующим заговором: " У тебя, белая береза, берёзоньки - дочки. Тебе, береза, шуметь да густи, а рождённой (имярек) спать да расти!". С дубом и березой в различных обрядах и заклинаниях часто отождествляют мужчину и женщину, юношу и девушку, мальчика и девочку. Женщины, страдающие белями, ходили при утренних и вечерних зорях к берёзе, плескали на себя и на дерево воду, приговаривая: «Возьми, берёза, своё, а отдай моё». Людей, подверженных лунатизму выводили на улицу, когда на небе была утренняя заря и усердно охаживали берёзовым веником.
Вообще битьё берёзовыми прутьями для изгнания болезней применялось разнообразно, и это не случайно. Ведь, верили, что берёза легко вмещает в себя всё навье, бесовское, в том числе и болезни. Утверждали, что женщин, в которых вселялся бес, во время приступа часто бросало на берёзу. Поэтому считалось, что для лечения надо приложить усилия, применять агрессивное воздействие как на саму берёзу, так и на захворавшего человека. Вот почему иногда применялась порка больного розгами. Причём, не щадящая, а с потягом, дабы на коже появились капельки крови, которые окропят прутья, и те уже, непременно, впитают в себя недуг. Больному рекомендовалось кричать, не сдерживаясь, особенно в тех случаях, когда секли ребёнка мало управляемого, подозревая, что его поведение – следствие одержимости злым духом, а с криком и с плачем, навья сила могла и вылететь. Если же вместо криков и стонов исходило упорное молчание, то делалось заключение, что таковой хворый - «не жилец». Порка производилась под сопровождение заговора, и, возможно, его продолжительность определяла и время самого сечения. Затем все использованные розги, а также их обломки непременно сжигались, чтобы окончательно уничтожить всё нечистое. https://www.chitalnya.ru/work/324043/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3