Оберег — предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом, приносит любовь, счастье. С давних веков дошел обычай украшать свои дома оберегами . Лапти- один из них!
Лапти - старинный русский оберег. Они оберегают семейные ценности и семейный бизнес, особенно если расположены над порогом дома . Пару лаптей нужно иметь в прихожей и размещать их обязательно слева от входной двери: такой оберег не пустит в дом разлучников и красавиц-разлучниц
На кухне, в лапти кладут соль, кусочек сухаря и чеснок! Дом будет полной чашей , а нечистая сила, будет обходить Ваш дом стороной!
Оберегам придавали большое значение в старину. Люди свято верили, что талисманы оберегают их от злых духов, болезней и невзгод. Сейчас эта атрибутика возвращается и многие желают иметь при себе талисман, который будет защищать от сглаза, порчи и нечестии. Мало кто знает, что обереги могут не только защищать человека, но и притягивать счастье. Самым мощным древнерусским оберегом считается лапоть. Содержание [Скрыть] 1 История 2 Применение лаптей 3 Значение оберега История Лапти — это старинный предмет одежды и русский оберег. На древней руки носили только эту обувь, и она же присутствовала в доме в роле защитного элемента. Лапти изготавливались из бересты и носились только зимой. Летом русский люд предпочитал годить босиком, чтобы питаться жизненной силой из матушки-Земли. Когда лапти протирались или теряли свой внешний вид, их не выбрасывали, а использовали в качестве талисмана. Обувь связывалась бечевкой и вешалась в доме или во дворе на заборе. Этот оберег можно было увидеть у крыльца или рядом с сараем, где содержался скот. Те лапти, которые полностью пришли в негодность, требовалось сжечь на костре. Самая плохая примета на Руси была, когда человек ронял лапоть. Это считалось предвестником беды или трагедии. В доме русского человека всегда была дополнительная пара обуви из бересты для домового. Крохотные лапти вешались у печи, в которых всегда лежала сладость. Применение лаптей На Руси существовало много поверий. Помимо того, что изорванные лапти нужно было обязательно сжечь, люди применяю обувь и по другим направлениям: Собираясь в дорогу, кидали лапоть через забор, и куда показывал носок обуви, в ту сторону и начинали движение. Если ребенок в семье вел себя плохо, то ему на ноги надевали обувку человека, которых характеризовался с положительной стороны. Во время бракосочетания жених и невеста должны были обменяться парой новых лаптей. Если на крыльце стояла пара новеньких лаптей, значит семья зажиточная. Если человеку мерещилась не честь, то нужно было снять обувь и кинуть в мираж лаптем. Даже возвращаясь из церкви, в молодую пару кидали старую обувь, чтобы в их семье всегда была любовь и счастье. Лапти присутствовали и в других народах: в Индии, Финляндии, Турции и Канаде. Их активно использовали в ритуалах и обрядах. Например, во время цыганской свадьбы, лапти бросали в шатер к новобрачным. Значение оберега Люди свято верили, что талисман в виде лаптей отведет от семьи болезни, сглаз и невзгоды. Даже в современности можно увидеть в доме оберег в виде веника и лаптей. Такой талисман можно сделать своими руками или приобрести в эзотерическом магазине. Приобретая такой оберег, нужно правильно найти ему место в доме: Вешать у порога – оберегает от злых людей и пускает в дом только счастье. Если ставить их в прихожей с левой стороны, то семья защититься от супружеских измен. Если повесить такую атрибутику в кухне, что в семье всегда будет достаток. На заметку! В оберег стоит положить какую-нибудь сладость, и тогда лапти будут защищать семью от любой беды.
Почему издревле на Руси крестьяне использовали и носили лапти? Лапти - это не просто обувь. Это ещё и славянский инструмент оздоровления. Ведь, лапоть сделан из Природного материала, который не мешает получать Жизненную Силу от земли. К тому же в тёплое время года носить лапоть удобнее и практичнее.
В начале XX века Россию нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью бедной части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. При этом сроки службы плетеной обуви были весьма коротки, об этом свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.
А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей.
Принято считать, что название этой обуви произошло от слова «лапа», а сами лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?
Слово «лапотник» встречается еще в Лаврентьевской летописи за 985 год. Была в народе и поговорка: «лапти плесть – один раз в день есть». Для плетения лаптей использовались деревянные колодки и специальный крючок – кочедык. За один день мастер мог изготовить от двух до десяти пар: все зависело от опыта и сноровки.
Плетение лаптей считалось работой несложной, но требующей определенных навыков. Плели лапти из коры различных деревьев, в первую очередь липы. Для одной пары лаптей требовалось, примерно, три молодых липовых дерева в возрасте от четырех до шести лет. Именно такое лыко считалось лучшим.
Плели лапти из коры и подкорья различных лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и др.. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Способы плетения лаптей были самыми разнообразными и в разных регионах были свои особенности. Поэтому, по лаптям можно было определить из какой местности пришел человек. Среди опытных мастеров лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык как правило плели зимние лапти, но бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати.
Для прочности и тепла лапти проплетали вторично, при этом изготавливали их из пеньковых веревок. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку - подковырку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.
Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка».
Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки).
Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.
Сами мастера по изготовлению лаптей были в каждой деревне, но большого дохода это ремесло не приносило. Обувь из лыка была дешевой и удобной: зимой лапти хорошо сохраняли тепло а летом давали ногам прохладу. Единственным недостатком был небольшой срок службы.
Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».
Говорили, что Петр Первый, владевший многими ремеслами, лапоть сделать не смог. Император выбросил недоплетенный лапоть и заявил: «нет ремесла мудренее лапотного». Ходила легенда, что этот лапоть хранился в одном из музеев Петербурга.
Интересно, что у шведов существовал даже термин «лапотная миля», то есть расстояние, которое можно пройти в одной паре обуви. Даже во время Гражданской войны, лапти были основной обувью бойцов Красной Армии. Существовала Чрезвычайная комиссия по валенкам и лаптям (ЧЕКВАЛАП), которая занималась заготовкой обуви для военнослужащих.
Ежегодно в городе Суздаль Владимирской области проводится Праздник лаптя, на который собираются не только гости из России, но и многочисленные туристы из-за рубежа. Главный герой этого праздника – лапоть. В лаптях бегают на расстояние в одну версту, играют в футбол, метают лапоть на дальность и т. д.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2