Татьяна Головицкая из Дедовочки сказала «спасибо» своему отцу, Александру Горбенко, участнику Великой Отечественной войны.
Житель Глубокого Александр Горбенко ушел на фронт в первый день войны. Ему еще не исполнилось восемнадцати, но он схитрил, добавив несколько лет к своему настоящему возрасту. Юный солдат начал свой путь в Белоруссии, в составе 1-го Украинского фронта. Он участвовал в освобождении Минска, Бобруйска и других городов братской республики. В 1942 году получил звание старшины и дослужился до командира танкового отделения. Александр Иванович участвовал в боях на Волоколамском шоссе, после которых получил медаль «За отвагу». Александр Горбенко воевал на Курской дуге и снова получил медаль. Даже спустя годы он никогда не рассказывал родным, что пришлось пережить советским солдатам. По словам Татьяны Александровны, в такие моменты его глаза наполнялись слезами, и он только и мог произнести: «Дети, дай Бог, чтобы вам никогда не пришлось этого испытать». Его часто приглашали в школу, просили рассказать о войне ученикам – он не мог, не хотел вспоминать, хотя войну прошел от начала до конца.
В начале 2000-х годов рассекретили архивные документы Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны. Из них дети и внуки Александра Ивановича узнали о подвиге своего отца и деда. В наступательных боях в районе города Хермсдорф в Германии и при форсировании реки Лаутер красноармеец показал свои отвагу и храбрость. Он первым поднялся в атаку, одним из первых ворвался в траншеи противника. В рукопашном бою уничтожил трех немцев, а остальных обратил в паническое бегство. В дальнейшем в числе первых форсировал реку Лаутер и своим огнем прикрывал форсирование наших подразделений. После этого его наградили орденом Славы III степени.
В середине апреля 1945 года Александр Горбенко участвовал во взятии города Кенигсберг (сейчас Калининград). Там он получил тяжелое ранение в голову и легкое. По пути в Полтавский госпиталь ему, лежавшему на носилках, сообщили, что он награжден орденом Славы II степени, и вручили медаль «За взятие Кенигсберга». Медаль Александр сохранил, а орден так его и не нашел.
За время войны наш земляк получил семь ранений и дважды был контужен. В Полтавском госпитале он лечился до октября 1946 года, перенес шесть операций, ему удалили одно легкое, в голову вставили металлическую пластину. На память о войне остался осколок в большом пальце руки. Домой Александр вернулся инвалидом второй группы. Его ждали престарелые родители – маме было семьдесят, отцу и того больше. Их старший сын Митрофан погиб на Курской дуге. За младшим, Александром, мать пешком с повозкой отправилась в райцентр. До Петропавловки он добрался общественным транспортом, а дойти до Глубокого духу не хватало – отсутствие одного легкого давало о себе знать. Почти 40 км по грунтовой дороге семидесятилетняя женщина везла повозку с сыном. Потом еще год возила его в Богучарскую больницу на искусственную вентиляцию легких, потому что он задыхался. Мать поставила сына на ноги. В 1947 году он стал работать в лесничестве, сначала - завхозом, потом - лесником. Всего в лесном хозяйстве Александр Горбенко проработал 37 лет. В селе о нем сохранилась добрая память – он был надежным, ответственным человеком с прекрасным чувством юмора. Сельчане его любили и уважали, ласково называли «Иваныч».
Александр Горбенко женился, в семье родились две дочери – Валентина и Татьяна. Успел Александр Иванович понянчить и внуков, которые часто гостили в доме дедушки. Один из них, Виталий, хранит его медали, а Евгений в память о дедушке назвал Александром своего сына.
- Мои дети очень любили дедушку, проводили у него каникулы, навещали на выходных, - сказала Татьяна Головицкая. – Для меня он всегда был надежной защитой и опорой. Спасибо ему за это. Спасибо за чистое небо над головой, за то, что 80 лет после той войны мы жили мирно и счастливо.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев