Было древнее славянское слово "Рис", которое означает отрезок прямой линии, начерченный на осматриваемом предмете. Слово "Крес" ("к рису", "е" - тут преобразованное "и"), означало ребро, край, границу какого-либо предмета, а "Крест" - соединение двух предметов их краями в форме буквы "Х" или знака "+". Отсюда и до сих пор сохранившееся слово "окрест", "окрестность", что значит: около "креста", т.е. область, окружающая точку пересечения "рисов". Кстати, и "крестьянин" от "христианин" мне тоже не нравится. А почему не так: крестьянин - тот,кто живёт в окрестностях города, не в городе.
Глагол "скрестить" поэтому означал соединять два предмета в виде "Х", а "крестить" — значит ударять их друг о друга краями, высекая огненные искры, что использовалось для разжигания огня — отсюда и слово "кресало" — камень, ударением о который другим твердым предметом легко высекались искры. Поэтому первоначальное , дохристианское слово "Крещение" означало зажигание огня посредством высекания искр, "загорение"; а "Воскресение" - возгорание огня, произведенное с помощью "загорания", т.е. высекания искр, "крещения", т.е. значит "Возгорение", "Воспламенение". А уже христианство приспособило емкость древнего славянского языка и его смысловую символику.
От слова крес( крѣсъ — черта, точка, предел (возможно от *k(')er- со значением царапать, скрести)в древнерусском языке были производные: крѣсити — оживлять, возрождать, воскрешать (в слове воскрешать, точно нельзя подразумевать заимствование, данное слово - исконнославянское); креска - черты, линия; кресляти — писать знаками; крѣсный — критический ; кресокъ — перекресток (нет "т", значит заимствование, по всей вероятности, исключается).
Сопоставляя слово «крест» со словами из других языков, А.Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» (М., 1994, т. 3, стр. 712) пишет: «Словенцы называют Иванов день и самый поворот солнца – kres (кроат. kresz = огонь), а месяц июнь – kresnik; серб, кресови – dies solstitiales («три дана npnje и три nocneje Илища дне»), Kpnjec – огонь, разводимый накануне Иванова, Витова, Петрова и Юрьева дней, с которыми народная мысль связывает старинные воспоминания о боге-громовнике, возжигателе небесного пламени» И еще (А. Афанасьев. Т. 1, стр. 255): «Кръсить, кресать, польск. krzesac, словен. kresati – высекать огонь из кремня и обтачивать камень (жернов), кресало = огниво». Таким образом, слово «крест» имеет языческое происхождение и связано с понятием «огонь» и «солнцестояние» .
В свою очередь, древнерусское слово «крест» означает «оживание», отсюда – воскреснуть, то есть ожить: «ибо воскресать (въскръшати, крьснжти, кръсити) происходит от кръсъ – пламя, огонь. В одном рукописном прологе слова кръсъ и кръсины употреблены именно въ значении небесного света, возженного при по- вороте солнца на лето: «въ дьни слъньчнаго кръса, ъгда ся наплъныдимъ годинамъ слъньце възвратить кръсины, да ношть мьняеть (уменьшается), а дьни да прибываеть». Вновь народившееся или воскресшее светило постепенно крепнет въ своих силах; божественный младенец растет и мужает и при начале весны является прекрасным и могучим юношей» (А. Афанасьев. Т. 1, стр. 188).
На первом фото самый мощный оберег Русичей КРЕС
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1