Пять браков и ни одного наследника: Драматичная история советской актрисы Татьяны Дорониной
12 сентября отметила свой 92-й день рождения знаменитая советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссёр, писательница, Народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина. Актриса с удивительной любовью к своей профессии, которая решила пожертвовать личной жизнью ради сцены. Сегодня поговорим о её жизни и творчестве.
На фотографии: Татьяна Доронина
Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде, СССР. Девочка росла в простой рабочей семье, окружённая любовью и вниманием близких. Её родители были крестьянами, переселившимися в Ленинград из Ярославской области. Отец, Василий Иванович, работал шеф-поваром, а мать, Анна Ивановна, занималась домашними делами и воспитанием Татьяны и её старшей сестры Галины.
В годы Великой Отечественной войны мать с дочерьми была эвакуирована в город Данилов, где Татьяне приходилось преодолевать трудности военного быта. После войны семья вернулась в Ленинград. Отец прошёл всю войну, воевал на Ленинградском фронте.
На фотографии: Татьяна Доронина
Ещё в детстве проявился интерес Татьяны к искусству: она участвовала в школьных выступлениях, читала стихи и увлекалась танцами. В подростковом возрасте она впервые почувствовала желание заняться сценическим искусством и в 1950 году отправилась поступать в Школу-студию МХАТ, пройдя конкурсные туры и окончив среднюю школу. Получив образование в 1956 году, Татьяна вошла в мир профессионального театра.
Карьерный путь в театре и кино
В 1956 году она получила распределение в Сталинградский драмтеатр имени Горького, откуда вскоре переехала в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Затем последовало приглашение в Большой драматический театр имени Горького в Петербурге, где Татьяна Доронина исполняла главные роли, среди которых наиболее известны: Надежда Монахова («Варвары»), Валя («Иркутская история») и другие. В 1966 году она перешла в Московский Художественный театр имени Горького, играя значимые роли в спектаклях разных жанров, включая Софью («Горе от ума»), Машу («Три сестры»).
На фотографии: Татьяна Доронина
Позже работала в Московском театре имени Владимира Маяковского, исполнив роль Дульсинеи в спектакле «Человек из Ламанчи». В 1987 году Татьяна Доронина возглавила МХАТ имени Горького, оставаясь его художественным руководителем вплоть до 2018 года.
Несомненно, Татьяна Васильевна отличалась трудолюбием. В одном интервью она рассказала о своём отношении к работе и о том, как не останавливается на достигнутом. Вот что актриса отметила по этому поводу:
«Есть только одно чувство — неверие в себя. Ты думаешь, что сделал что-то неправильно. Нужно продолжать работать. Нельзя останавливаться. У меня никогда не было чувства завершенности, довольства собой. И я этому рада. Никогда не замечала, чтобы великие люди, которые меня окружали (и Луспекаев, и Стржельчик, и Смоктуновский, и Лебедев), испытывали хотя бы малейшую удовлетворенность собой. Такое удовлетворение характерно скорее для средних артистов. Больше всего радуются неудачники...»
На фотографии: Татьяна Доронина
Разумеется, помимо работы в театре Татьяна Доронина приобрела всесоюзную славу и в кинематографе. Актриса впервые появилась на экранах в 1955 году, сыграв небольшую роль в фильме «Первый эшелон». Это событие ознаменовало начало её успешной карьеры в киноиндустрии. Впоследствии её кинематографическое наследие пополнилось множеством знаковых картин, ставших частью золотого фонда советского кино.
Стоит вспомнить такие картины, как «Старшая сестра» (1966), где Татьяна сыграла роль Надежды. Этот фильм принёс ей первую популярность и внимание зрителей, став отправной точкой её успеха в кино. «Три тополя на Плющихе» (1968) — здесь Татьяна сыграла Анну Григорьевну, создав незабываемый образ русской женщины, трогающий сердце зрителя искренностью и глубиной переживаний. Хотя, по её словам, реакция на фильм была весьма прохладной. Вот что Татьяна рассказала в одном из интервью:
«Хотите услышать, какую реакцию вызвала картина „Три тополя на Плющихе“? Мы организовали первый просмотр на студии имени Горького — картину уже одобрили чиновники, и устроили показ для участников съёмочной группы и друзей. Никто из присутствующих не выразил восторгов...»
На фотографии: Татьяна Доронина
«Ещё раз про любовь» (1968) — эта картина окончательно утвердила статус Дорониной как одной из ведущих актрис советского экрана. «Мачеха» (1973) — роль Шуры Олеванцевой стала вершиной её мастерства, отражая глубину эмоций и сложность человеческой природы.«Ольга Сергеевна» (1975) — фильм продемонстрировал диапазон её талантов, сочетая драму и лиризм.
Личная жизнь
Хотя в творческой жизни актрисы всё складывалось замечательно, на личном фронте дела шли далеко не идеально. Первым мужем Татьяны Дорониной был знаменитый актёр Олег Басилашвили. Вместе они прожили восемь лет, однако отношения закончились разводом вследствие серьёзных разногласий и трудностей в семейной жизни. Именно тогда, будучи беременной, Татьяна приняла тяжёлое решение прервать беременность, отказавшись от возможности иметь ребёнка. Вот как она позже вспоминала об этом событии:
«Когда всё было позади, врач сказал: „Вам было дано двое детей — девочка и мальчик. Жалко, что теперь их нет“. Я совершила первый ужасный поступок, который невозможно простить...»
На фотографии: Татьяна Доронина и Эдвард Радзинский
Вторым мужем актрисы был театровед и театральный критик Анатолий Юфит, третьим — писатель Эдвард Радзинский, четвёртым — актёр Борис Химичев, пятым супругом был работник ЦК ВЛКСМ и Главного управления нефтепромышленности Роберт Тахненко. Все браки заканчивались по различным причинам, часто связанным с невозможностью построить гармоничные отношения из-за чрезмерной занятости Татьяны Васильевны в театре и кино.
Татьяна Доронина откровенно признаёт, что сознательно отказалась от идеи создавать семью и заводить детей, предпочитая сосредоточиться на работе и развитии своего творчества. Для неё приоритетом всегда оставалась сцена, и она не желала жертвовать своей свободой и профессиональными амбициями ради традиционных семейных обязанностей.
На фотографии: Татьяна Доронина
Однако актриса подчеркивает значимость личного опыта, приобретённого в каждом браке, утверждая, что каждая неудача помогала ей глубже понять себя и развить своё мастерство. Хотя некоторые называют её поведение эгоистичным, Татьяна убеждена, что её жизненный выбор был правильным и необходимым для поддержания цельности её творческих стремлений.
Итак, несмотря на личные испытания и сложную судьбу, Татьяна Доронина сохранила уважение коллег и почитателей, утвердив репутацию сильной и независимой женщины, чьи приоритеты всегда оставались связаны с профессией и искусством.
Напишите в комментариях, что вы об этом думаете. Нам будет интересно прочитать. Спасибо за ваши отметки «мне нравится» – они очень помогают развитию канала! И, конечно же, не забывайте поделиться материалом, если вам было интересно.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3