Его́р Ле́тов (настоящее имя: И́горь Фёдорович Ле́тов; 10 сентября 1964, Омск, РСФСР СССР — 19 февраля 2008, Омск, Россия) — русский и советский поэт и музыкант, звукорежиссёр, художник-оформитель и коллажист; основатель, лидер и единственный постоянный участник группы «Гражданская оборона», также известен по музыкальным проектам «Егор и ****» и «Коммунизм». Младший брат саксофониста Сергея Летова, с которым творчески сотрудничал в рамках некоторых музыкальных проектов.
Личность Егора Летова является одной из ключевых фигур в так называемом «сибирском андеграунде» — музыкально-поэтическом движении, возникшем в Сибири в конце 1980-х годов.
Игорь Летов родился в городе Омске 10 сентября 1964 года. Мать по профессии врач, отец — военный, участник Великой Отечественной войны, в 1990-х бывший секретарём райкома Коммунистической партии Российской Федерации в Омске. 25 мая 1982 года закончил 10-й класс школы № 45 Омска. После школы некоторое время работал рисовальщиком портретов Ленина для стендов наглядной агитации (Омский шинный завод, Омский моторостроительный завод им. Баранова), дворником и штукатуром на стройке.
Егор Летов занялся музыкальной деятельностью в начале 1980-х годов в Омске, сформировав в 1982 году вместе со своими единомышленниками (наиболее известный из них, бывший постоянным соратником Егора Летова — Константин «Кузя Уо» Рябинов) рок-группу «Посев», названную в честь общественно-политического журнала НТС, а в ноябре 1984 года — рок-группу «Гражданская оборона», также известную публике под аббревиатурами «ГрОб» и «ГО». Эту же аббревиатуру Егор Летов использовал для названия своей домашней студии («ГрОб-студия»). На заре своей деятельности Егор Летов, как по причине политических гонений со стороны властей, отчасти из-за желания ни от кого не зависеть, отчасти обусловленному отсутствию других возможностей для реализации своих проектов, был вынужден записывать свои музыкальные произведения в квартирных условиях. В дальнейшем эта практика стала устоявшейся: все альбомы «Гражданской Обороны» были записаны в домашней студии.
«Гражданская оборона» становится популярной за пределами Сибири. В конце 1985 года с группой началась борьба со стороны властей, в отношении Егора Летова и его группы осуществлялись политические репрессии. Поздней осенью 1985 Летова отправили на принудительное лечение в психбольницу.[5] Там Летов пробыл с 8 декабря 1985 по 7 марта 1986 года.
В своей автобиографии Летов так описывает этот период:
« Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня начали накачивать сверхсильными дозами нейролептиков, неулептилом — после огромной дозы неулептила я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это лечение нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Всё начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галоперидола человек должен мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать своё тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащееся, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не возникало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полёт над гнездом кукушки».
В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял: писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер», Олег Судаков, которому я передавал через решётку всё, что написал.»
В 1987—1989 годах Егором Летовым и его соратниками был записан целый ряд альбомов «Гражданской обороны». В те же годы записывались альбомы проекта «Коммунизм» (в составе: Егор Летов, Константин Рябинов, Олег «Манагер» Судаков),началось сотрудничество Летова и Янки Дягилевой.
Несмотря на полуподпольность существования музыкантов и «ГрОб-студии», к концу 1980-х и особенно в начале 1990-х годов они получили широкую известность в СССР, преимущественно в молодёжных кругах, по некоторым оценкам поклонниками группы стали сотни тысяч человек.По оценкам критиков, творчество Летова отличается мощной энергетикой и подачей материала, необычным, самобытным звуком, живым и простым ритмом, нестандартными текстами, своеобразной грубоватой и вместе с тем изысканной поэзией и языком.В качестве коллективов, близких ему по духу и оказавших определённое влияние на звучание Гражданской Обороны в разное время, Летов называл американский гаражный рок 60-х (который был его любимым музыкальным направлением) вроде The Monks и The Sonics, а также множество других коллективов и исполнителей, преимущественно в стилях психоделического и экспериментального рока, панка и пост-панка.
В начале 1990-х годов Егором Летовым, к тому времени прекратившим концертную деятельность «Гражданской обороны» и объявившем о роспуске группы, в рамках психоделического проекта «Егор и ****» записаны альбомы «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1992), являющиеся одними из наиболее популярных его альбомов. В 1993 году Летов вновь собирает «Гражданскую Оборону» для концертной и студийной деятельности. В этот же период он становится одним из лидеров национал-коммунистического рок-движения «Русский прорыв», ведёт активную гастрольную деятельность. В 1994—1998 годах Егор Летов поддерживал Национал-большевистскую партию и имел партбилет с № 4. В 1999 году отправился в тур в поддержку Виктора Анпилова на выборах в Госдуму.
В 1995—1996 годах Егор Летов записал ещё два альбома: «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», вновь в составе группы «Гражданская оборона». Оба альбома были выпущены в 1997 году
В 2002 году вышел альбом «Гражданской обороны» «Звездопад», целиком составленный из известных советских песен в авторском прочтении Егора Летова, а также выпущен альбом «Егора и ****» «Психоделия Tomorrow». В феврале 2004 года Егор Летов официально открестился от любых, в том числе националистических, политических сил В 2004—2005 годах вышли два новых альбома группы — «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» (заглавная песня написана во время нахождения Егора Летова в реанимации), появление которых вызвало новую волну интереса к «Гражданской Обороне», как среди широкой публики, так и в прессе. В это же время появились переиздания альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», которые были пересведены и выпущены под новыми названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия» соответственно. В мае 2007 года вышел альбом «Зачем снятся сны?», ставший последним альбомом группы. Впоследствии этот альбом был назван Егором Летовым лучшим.
Егор Летов и его группа несколько раз встречали сопротивление со стороны властей Эстонии (отказано в получении визы без комментариев со стороны МВД), Латвии.
Последний концерт «Гражданской обороны» состоялся 9 февраля 2008 года в Екатеринбурге. Этот концерт снимался местной телекомпанией.
Егор Летов скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года в 16.57 по местному времени в 43-летнем возрасте. По первоначальной версии причиной смерти стала остановка сердца, хотя позже появилась другая версия: острая дыхательная недостаточность, развившаяся от отравления алкоголем, но это было опровергнуто женой музыканта Натальей и остальными участниками группы. На сайте «Гражданской обороны» было опубликовано, что Летов умер от остановки сердца. Похоронен в Омске на Старо-Восточном кладбище, рядом с могилой матери
В 2009 году началось издание трехтомника стихов Егора Летова «Автографы. Черновые и беловые рукописи».
Осенью 2009 года увидел свет первый том, а в августе 2011 года — второй том «Автографов», третий том - в 2014 году.
10 сентября 2010 года на могиле Егора Летова по инициативе его вдовы Натальи Чумаковой был установлен памятник-надгробие, представляющий собой мраморный куб, на котором изображён иерусалимский крест
Каждый год в день рождения и смерти музыканта проводятся концерты памяти.
Егор Летов являлся и до сих пор является одним из ярких представителей русского рока. Юрий Шевчук говорил, что «со смертью Егора какая-то часть эпохи закончилась, для меня он был крайней чертой, некой границей свободы вдали которой уже полный беспредел».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев