Отношение к антидепрессантам, нейролептикам и транквилизаторам среди врачей, которые не являются психиатрами или психотерапевтами, у меня вызывает некоторое замешательство. Часто оно в большей степени отражает отношение общества к медикаментозной терапии психических расстройств, чем профессиональный взгляд врача на этот вопрос. Я неоднократно слышал от пациентов и их близких слова о том, что участковый терапевт посоветовал не пить «эти страшные таблетки». Иногда я узнавал подобные истории в тех случаях, когда пациент приходил за моим советом по этому вопросу. В других случаях это становилось известно после того, как состояние пациента ухудшалось.
Я очень не люблю, когда назначенное и работающее лечение прекращают без веских причин. У пациента нет побочных эффектов, терапия дает положительные результаты. Зачем менять то, что работает? Если у доктора есть сомнения в необходимости приема терапии от психиатра, то стоит направить пациента на консультацию к нему. Менять терапию здесь на месте – это плохая идея, часто не приводящая к хорошему. Недавно ко мне приходила пациентка с болезнью Паркинсона, у которой на фоне повышения дозы противопаркинсонических препаратов появились подергивания рук. Я посоветовал ей обратиться к неврологу, потому что это не моя профессиональная сфера. В итоге дозировка лекарства была отрегулирована, и состояние пациентки улучшилось.
Отмена существующей терапии – это одна сторона медали. Второй стороной является назначение терапии антидепрессантами и транквилизаторами. Для многих докторов из антидепрессантов существует амитриптилин. Это проверенный временем, работающий препарат. Он относится к семейству трициклических антидепрессантов и используется не только в психиатрии, но и в неврологии, например, для лечения хронических болей.
Минус амитриптилина в его плохой переносимости, особенно у пожилых людей, и в риске побочных эффектов в виде нарушений сердечного ритма. Амитриптилин может вызвать у пациентов пожилого возраста заторможенность, снижение давления при вставании (ортостатическая гипотензия), сухость во рту. Ещё один специфический побочный эффект использования амитриптилина – это нечёткость речи.
Часто амитриптилин назначают для коррекции нарушений сна у пожилых. Иногда это не просто бессонница, а состояние спутанности. В таких случаях амитриптилин только ухудшит течение болезни. Если вы хотите назначить антидепрессант, то лучше начинать с селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС): сертралин, пароксетин или флуоксетин. Эти препараты переносятся лучше амитриптилина и не уступают ему по эффективности при лечении тревожных и депрессивных расстройств, в том числе у пациентов пожилого возраста.
С транквилизаторами ситуация бывает ещё хуже. Транквилизаторы назначаются часто, как средство «скорой помощи». В список таких средств «скорой помощи» входят клоназепам и алпрозалам – мощные транквилизаторы, которые могут вызвать зависимость, близкую к наркотической. Переводить пациента с такой терапии на другую и отменять транквилизаторы – это сложная задача, которую не всегда удаётся решить.
Важно, когда специалист занимается своей работой и делает её хорошо. Иногда хочется выйти за её пределы, но лучше быть подготовленным к этому походу. К подобным «походам» хорошо подготовлены неврологи. Вероятно, из-за того, что неврологи и психиатры занимаются лечением одной и той же системы организма – центральной нервной системы. Если Вам хочется начать знакомство с миром психофармакотерапии в неврологии, то могу порекомендовать книгу «Психиатрические аспекты неврологических заболеваний» под редакцией Константина Ликетсоса. В ней очень доступно описаны основные принципы применения психотропных средств при неврологических заболеваниях.
Виктор Лебедев, врач-психиатр, руководитель проекта "Дело Пинеля"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1