Перевал не для слабонервных: опасный и прекрасный Кату-Ярык на Алтае. Стоит ли сюда ехать на своей машине?
Перевал Кату-Ярык. Даже если вы не были на Алтае, то уверена, что слышали об этом месте. Даже уже от фотографий этих мест захватывает дух. А представьте, что в реальности?
Вид на Чулышманскую долину
Летом мы решили отправиться всей семьей к югу Телецкого озера через Чулышманскую долину. И путь наш лежал как раз через перевал Кату-Ярык. В переводе с тюркского "Кату-Ярык" — твердая трещина в горе, ущелье, теснина. Не самый романтичный перевод, а прям перечисление голых фактов. Перевал был построен относительно недавно, а конкретно в 1989 году. Прям мой ровесник
Чулышманская долина и перевал Кату-Ярык
Его характеристики:- Протяженность перевала 3,5 км зигзагами из 9 петель, - Высота перевала от подножия до перекрёстка на смотровую площадку - 515 м, - Средний уклон дорожного полотна - 10°, максимальный - 30°,- Дорога - грунтовая, каменистая.Чтобы добраться до перевала, мы проехали по Чуйскому тракту, который славится качеством своего асфальта. Даже перевалы Семинский и Чике-Таман преодолеваются достаточно легко. Но далее из села Акташ дорога поворачивает налево и тут уже не все так идеально. Дорога представляет собой асфальтированные участки и отрезки из гравия. От Акаша до смотровой площадки Кату-Ярык 100 километров.
Озеро по дороге Балыктуюль - Балыкча
По приезду на перевал нас ждали завораживающие виды сверху на всю Чулышманскую долину. Я, к счастью, много где побывала в мире, но свои ощущения от видов помню до сих пор. Там действительно перехватывает дыхание. Но ни одно описание, или фото не сможет передать тех ощущений. Поэтому просто постарайтесь когда-нибудь это увидеть своими глазами.
Мое место силы
А далее был ключевой и самый экстремальный этап нашего путешествия - спуск на нашем добром Патриоте в долину. Вообще мне не впервой преодолевать подобные перевалы. Нечто подобное я встречала и в Непале, и в Грузии. И самый запоминающийся был в Киргизии, т.к. он был практически нефункционирующий. Поэтому я была относительно спокойна, а вот моя мама явно побледнела. Но благо, отчим очень опытный водитель. Самый сложный участок нас ждал в конце — он самый крутой и продолжительный.
Вот так выглядят зигзаги перевала Кату-Ярык
А через несколько дней после нашего отдыха в Чулышманской долине и на берегу Телецкого озера нам предстояло подняться обратно. Если честно, для меня, как для пассажира, уже было не так экстремально, как на спуске: 1. Я уже была здесь 2. На подъемах не так страшно, как на спуске. Но не для водителя, конечно. Поэтому газ в пол, не обращаешь внимание на кочки и камни, только вперед! Мой отчим сказал, что ему, наоборот, подъем запомнился больше.
Наш добрый Патриот
Мое мнение, что Кату-Ярык вполне преодолим, т.к. за ним следят. НО! Важно чтобы у вас была задне-, а лучше полноприводная, проходимая машина в хорошем техническом состоянии. Если возникнут проблемы с подъемом, то вас может выручить трактор. Конечно же, за не бесплатно: 2000 руб – до первого подъема, 3000 руб – до конца перевала. Разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах, там есть небольшие карманы. И помните дорожное правило: кто идет на подъем – у того преимущество! Очень рекомендую спускаться/подниматься в светлое время суток. Все таки там надо быть предельно внимательными.
Вот такая авария произошла в 2012 году. Ребята, к счастью, не пострадали. Фотограф -Алена, фото с Drive2.ru
Если ваша машина соответствует данным техническим характеристикам, то я очень рекомендую спуститься в долину реки Чулышман и побыть там несколько дней. Там действительно есть что посмотреть. Ну или если у вас простая легковушка, то можно просто доехать до перевала и не спускаться вниз. Но зато виды вас точно не оставят равнодушным. Спасибо за внимание и лайки. Всем хороших путешествий на Алтае!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев