То, как народы Северного Кавказа провожают своих близких, многое говорит и об отношении к жизни, и о настоящей взаимовыручке. Похоронно-поминальные обряды черкесов, карачаевцев и кабардинцев строятся вокруг поддержки, общих молитв, добрых дел и помощи — для семьи покойного это настоящее испытание, но никто не остаётся один.
Заранее готовят белую ткань на саван, а тех, кто будет молиться, подбирают из умеющих читать молитвы. После смерти человека сообщают всему селу, а могилу роют соседи или родственники. Верующие считают, что чем больше людей помолится за душу, тем лучше, а мужчинам-родственникам и соседям передают деньги для милостыни бедным.
В эти дни мужчины принимают соболезнования во дворе, женщины — дома. Женщины на кладбище не идут, только провожают процессию до ворот, хотя убирать могилы им разрешено позже. После похорон три дня в доме не готовят еду, всё приносят соседи — это проявление заботы, принятой столетиями.
На 40-й и другие памятные дни снова собираются вместе: большая семья, соседи, даже жители соседних сёл несут продукты, жарят лепёшки, раздают сладости детям, устраивают угощение для престарелых. Поминки длятся аж до годовщины, и всё это время продолжается поддержка: молитвы, угощения, пожертвования.
Сейчас многое меняется — появилось больше вариантов памятников, новую одежду надевают на траур, но один принцип не меняется: помощь друг другу и уважение к памяти. Общие усилия придают сил, когда трудно, и вдохновляют не забывать о корнях.
Напишите, какие традиции поддержки близких важны лично для вас.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев