Использование машины зимой — всегда повышенные нагрузки на узлы и агрегаты, а один из самых нагруженных компонентов — это двигатель. С наступлением холодов среди автолюбителей разгораются споры о том, нужно ли прогревать мотор. Мы спросили мнение наших пользователей, а потом узнали, что об этом думают эксперты.
Больше половины респондентов прогревают двигатель автомобиля, но совсем недолго — не более пяти минут. Причём почти половина из них делают это всего пару минут, после чего начинают движение.
Каждый пятый водитель греет дольше — от 5 до 10 минут, и лишь каждый десятый не начинает движение, пока не прогреет силовой агрегат до рабочей температуры. Но правильно ли это?
Эксперты: грейте, но есть нюансы
Зачем вообще что-то греть?
Под рабочей температурой подразумевается температурный режим, при котором двигатель автомобиля нормально работает в номинальных режимах — то есть эффективно на протяжении какого-то времени. Для современных «дизелей» оптимальная температура составляет 85–90 градусов Цельсия, для бензиновых агрегатов — 90–100 (хотя в некоторых моторах эта цифра может достигать 110 градусов). Когда температура ниже этой отметки, уменьшается коэффициент полезного действия (КПД) и увеличивается износ деталей, потому что большинство технических жидкостей работают не оптимально.
Речь, в первую очередь, про моторное масло — ведь его характеристики подбираются таким образом, чтобы эффективно выполнять свои функции при рабочей температуре двигателя. После холодного запуска маслу требуется некоторое время, чтобы выйти на оптимальные характеристики, затечь во все полости и отверстия и начать делать то, для чего его и заливают в мотор, — как следует смазывать все трущиеся детали.
Но низкая температура влияет ещё и на гидравлические характеристики моторного масла — на его способность удерживать масляную плёнку на деталях при минусовых температурах. А ведь именно она требуется при холодном старте двигателя после длительной остановки. И чем ниже качество масла, тем быстрее замёрзшая плёнка на трущихся поверхностях «срывается», приводя к так называемому сухому запуску, при котором износ деталей увеличивается. Негативно сказывается на ресурсе и неправильно подобранная вязкость моторного масла: чем оно гуще, тем сложнее будет двигателю завестись.
Что говорит эксперт: греть или нет?
Самая простая рекомендация — как минимум дождаться момента, когда обороты двигателя упадут с прогревочных до холостых. После этого можно аккуратно начинать движение, не поднимая обороты выше двух тысяч для бензиновых моторов и выше полутора тысяч — для дизельных.
Когда на улице сильный мороз (20–30 градусов и ниже), мотор лучше прогреть подольше — до тех пор, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости не начнёт подниматься (обычно это 50–60 градусов).
Однако «греться» долго тоже не имеет смысла. Во время стоянки с заведённым двигателем прогревается только мотор, да и то не слишком эффективно. А вот коробка передач, амортизаторы, редуктор и мосты (если они есть), и всякие резинки (сайлентблоки, покрышки и так далее) остаются холодными. Эти элементы прогреваются только во время движения, причём плавного, без резких нагрузок — это позволит дольше сохранить детали автомобиля в рабочем состоянии.
Стоит отметить, что всё описанное выше касается в первую очередь бензиновых двигателей — дизельные агрегаты в морозы на холостом ходу прогреть вообще невозможно. Для них существуют внешние подогреватели, работающие автономно: от электросети, аккумулятора или другого источника питания. Ну а лучше всего они греются во время движения.
Прогревать ли двигатель летом
В тёплое время года технические жидкости имеют температуру окружающей среды, поэтому греть автомобиль не имеет особого смысла. Но начинать движение сразу после запуска мотора тоже вредно — дайте оборотам упасть до уровня холостого хода и только потом начинайте движение.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев